Банник славянская мифология. Банный обряд

2012-06-19 00:00:00

Банник - дух бани, ее хозяин. Откуда он возникает, никто толком не знает. Но как только возводилась новая баня, то в ней сразу же появлялся и «хозяин». Как и домовой, он привязан к конкретной бане и к конкретной семье. Любит тепло, поэтому зачастую прячется возле печи.

В старину верили, что, построив баню, нужно преподнести подарок баннику. Таким подарком служила черная курица. Только ее не резали, а душили и закапывали перед входом в помещение. Также, дабы задобрить духа, ему оставляли ржаной хлеб со щепоткой соли.

Люди видят банника редко, поскольку он очень скрытен. Хотя поговаривают, что он может превратиться в жабу, белого кота или же банный веник. Также он мог предстать в облике знакомого человека. О том, каков на самом деле банник, никто толком сказать не может. Одни рассказывают, что видели маленького старичка с седой бородой и в листья. Другим он казался большим. Иные видели даже грязного дедушку.

Поговаривают, что из духов, окружающих людей, банник один из самых злобных. Только я в это не очень то и верю. Скорее всего, он чинит пакости только плохим людям или тем, кто неуважительно к нему относиться.

Любимыми проказами банного духа является пуганье людей, может он и кипятком облить, и горячими камнями кидаться.

Следует помнить, что банник не любит пьяниц. Также не по нраву ему громкий смех, ругань. Особенно не любит банный дух брань. Не приветствует он и спешки в банном деле и может покарать того, кто торопит других. Не любит банник, когда пьют воду, предназначенную для бани, даже если она и чистая. Не терпел он и людей с крестом на шее, потому то и оставляли нательный крест в предбаннике или вообще дома.

Средств защиты от банника не так уж и много. Во-первых, его просто не нужно злить. Различные христианские амулеты, молитвы не очень то действуют на «хозяина» бани, он ведь существо языческое. Если уж вы впали в немилость к баннику, то из бани нужно выходить только задом, а уже на улице попросить защиты у домового: «Батюшка, помоги!» Еще, чтобы задобрить банника, не надо мыться на третий и седьмой пар, то есть на третью или седьмую топку. Верили, что в это время моется сам банник, да еще может и другую нечисть позвать. Наши предки старались в это время покинуть баню, оставив там кадушку с чистой водой и новый веник.

Но банник мог выступать и как дух-охранитель. У нашего народа популярен рассказ о том как «хозяин» бани защитил от нечисти. Как-то на путника вечером напала нечистая сила. И не знал он куда спрятаться, как спастись. Вдруг увидел путник баню. Подбежал туда и попросился: «Пусти, батюшка, переночевать». Банный и пустил его в свою обитель. А тут и нечистые появились и говорят: «Отдай нам человека». «Не отдам, - сказал банник, - он ко мне попросился». Так под защитой банного духа и провел спокойно ночь путник. А утром, поблагодарив защитника, отправился в дальнейший путь.

Защищал банник и рожениц. Издавна на Руси женщины рожали в бане. За несколько дней до родов женщина переселялась в баню, да и, родив, еще несколько дней там пребывала. Из «домашней» нечисти банник был самым лютым, и поэтому ему доверяли и мать и младенца, который первое время находился на грани двух миров. Правда, женщину никогда не бросали одну, мало ли что могло прийти в голову баннику.

Банник также считался очень хорошим лекарем. Не даром наши предки почти со всеми хворями в баню ходили. Они верили, что не только целебные пары им помогают, но и лечебные способности «хозяина» бани. Да и злой характер банника объясняли тем, что все нечистое, смытое с человека, оставалось в бане и его впитывал в себя банный дух.

В наше время люди почти забыли о существовании банника. Ведь трудно представить в городской бане, выложенной кафелем, такое загадочное существо. Хотя не исключено, что и там он обитает.

Бани играли важную роль в жизни наших предков. Ни одно хозяйство без бани не обходилось. Там не только очищались телесно, но и проводили магические ритуалы, лечились, женщины рожали. Также в бане гадали, проводили досуг. «Свято место пусто не бывает», поэтому у бани, так же, как у дома или амбара, был свой незримый хозяин - банник .

Банник - демонологический персонаж в поверьях восточных славян. Полагали, что он, в отличие от других духов, людей не любит, отличается злым нравом. Неслучайно: ведь ему приходится иметь дело с грязью физической и духовной, которую оставляют в бане люди. Откуда появился он - сложно сказать. Возможно, как и Домовой , Банник является духом предков хозяев. Как бы то ни было, главная обязанность Банника - надзирать за порядком в бане, наказывать тех, кто его нарушает.

Кроме Банника, в бане живет Обдериха, которую считают либо Банником женского пола, либо его женой. Выглядит она неприглядно - лохматой, страшной старухой, иногда перекидывается в кошку, обезьяну, иногда в красивую голую женщину. Другое ее название - Шишига. Этот дух еще более коварен: перекидывается в знакомого человека, зовет попариться в баню, но может убить.

Какой облик у Банника?

Подобно остальным домашним духам, Банник многолик и способен к перевоплощениям:

Кому как покажется етот баенник. Кому в сарафане, кому совсем страшно. Лиза пошла в байну-то, залезла на полок, да не смогла помыться. Вся байна заполнилась маленькими собачками, баенниками-то.

Обычно банник представляет собой косматого старика, довольно страшного на вид. В бане он с женой занимает место за печью или под полком.

Есть ли в бане Банник? Как узнать?

Считали, что Банник есть в каждой бане, но он не всегда враждебен к людям. Но если начнет озорничать, так все сразу узнают. Он может издавать разные звуки, бросаться камнями, может вылить всю воду. Если банник совсем недоволен поведением, то может физически напасть. Об этом рассказывают разные былички. Чтобы банник не мешал моющимся, перед входом в баню всегда спрашивали разрешения, приветствовали хозяина постройки, а после - оставляли ему и Обдерихе чуть-чуть воды и мыла самому помыться, пригласить духов бани:

В байну идешь, говоришь, просишься: «Баенна хотерка, баенна хозяйка, пусти нас помыться, погреться, пожариться, попариться». А как помылись, скажешь: «Байна хозяюшка, спасибо за парную байну. Тебе на строеньице, нам на здоровьице».

Верили, что банник моется по ночам, часто вместе с другими домашними, иногда лесными духами. Если встать после полуночи у двери в баню, то можно услышать характерные звуки: плеск воды, шлепанье веников. Самые смелые, кто заглядывал в баню, видели самого Банника или Обдериху. Поэтому в такое время ходить в баню нельзя было, иначе духи бани жестоко обойдутся с нарушителем их покоя.

Чем Банник опасен и что он не любит?

Банник - дух капризный и привередливый. Чуть не по нему, начнет пугать. Особенно он не любит, когда его игнорируют, не здороваются с ним, не прощаются, идут мыться в «третий пар» (когда там уже побывало две смены людей), в праздничные дни, поздно ночью, остаются в бане ночевать, громко ведут себя. Тогда банник явится сам - обычно его явления достаточно, чтобы сильно перепугать моющихся. Но иногда он может «задрать», запарить до смерти.

Обдериха, «банница» опасна еще тем, что может подменить ребенка у роженицы или у матери, пришедшей с ним мыться в неурочный час. Поэтому рожавшую женщину в бане обязательно кто-то сопровождал, ей предлагалось прибегать к различным предосторожностям против подмены младенца. Считалось, кстати, что обдерихи заводятся в бане после того, как там пройдут роды или вымоют перед свадьбой невесту, поэтому в недавно построенных банях этот дух не обитал.

Впрочем, если человек проявил учтивость по отношению к банным хозяевам, он мог не бояться за свое благополучие, даже уповать на защиту Банника и Обдерихи. Вот какую быличку рассказывают на Севере:

Мужик сказывал, что пришел он в деревню, а спать негде, никто не пустил. Он пошел в байну, байна-то тепла, а сперва попросился у байны, чтоб пустила ночевать. Ночью слышит, полетели обдерихи на свадьбу и зовут: «Машка-Матрешка, полетели с нами!» А она отвечает: «Гость у меня». Те говорят: «Так задери!» А она: «Нет, не могу, он у меня попросился».

Рассказывали, как Банник защищал своего гостя от других духов дома или леса.

Как защититься от Банника? Чем он может быть полезен?

Прежде всего, надо неукоснительно соблюдать обычай здороваться и прощаться с Банником. Приносили ему в дар различные продукты, а строя новую баню, прикапывали под порогом черную курицу.

Банник помогал в гаданиях на суженого. В полночь девушки просовывали руку в дверь бани и примечали: погладит рука мохнатая - быть замужем за богачом, голая - за бедняком. У Банника хранятся такие волшебные предметы, как неразменный рубль и шапка-невидимка. Ловкие, знающие люди могли их обрести.

Банник в славянской мифологии - воплощение довольно опасного места, где люди очищались от скверны телесной и духовной. Отсюда его образ - не очень доброжелательный к людям, строгий, но подчас справедливый. В славянской мифологии одушевлено все, поэтому неудивительно, что повсюду есть свои духи. Узнавать о них очень интересно!

Подробнее о славянской мифологии.

Как известно, пантеон богов той или иной нации представляет собой отражение ее религиозных воззрений, отношений родовых и общинных, между окружающим миром и любой отдельно взятой личностью.

Древние славяне считали себя потомками своих богов и стремились следовать их законам на протяжении всей жизни. Славянский бог был не просто карающей дланью или Творцом. Это был союзник, способный помочь, указать верный путь, а также прощать.

Рядом с человеком

Все славянские боги - Сварог, Перун, Ярила - принадлежали к одному «клану», и у каждого из них была своя сфера, за которую отвечал тот или иной бог. Но помимо непосредственно богов, высших существ, в старославянской картине мира присутствовали и другие персонажи, которые являлись мифическими созданиями, но при этом не были вхожи в пантеон.

Они не являли собой высшую силу, и в их «компетенцию» не входили такие масштабные вопросы, как, к примеру, природа или богатый урожай. Эти существа соседствовали рядом с человеком и оказывали влияние на его повседневную жизнь, как позитивное, так и, разумеется, негативное. О них до сих пор рассказывают сказки -это домовой, леший, водяной, кикимора и прочие узнаваемые персонажи.

Отдельного внимания среди этих существ заслуживает такой персонаж, как банник . Персонаж не столь известный, как, допустим, водяной, но тоже весьма интересный.

Как нетрудно догадаться, этот дух обитал в бане. Нашим предкам он представлялся в виде маленького полуголого старичка, облепленного листьями от банного веника, с длинными волосами и бородой.

По славянским поверьям, банник обычно жил за печкой и в основном занимался тем, что пугал посетителей бани и обжигал их кипятком. Считалось, что он также был способен запарить человека до смерти, ободрать ему кожу или задушить.

Банные ритуалы

Банник никогда не пользовался особой милостью у наших предков. Издревле, несмотря на свои целебные свойства, баня считалась зловещим местом. Никто не отваживался заходить в баню после наступления темноты, и даже после Крещения Руси люди суеверные никогда не снимали в ней свои нательные крестики. При строительстве бани также нередко руководствовались суеверными соображениями - предпочитали строить ее как можно дальше от избы.

Также существовали определенные правила похода в баню. К примеру, по правилам парились сначала мужчины, потом женщины. А беременным женщинам ни в коем случае нельзя было ходить в баню без присмотра мужей.

Категорически запрещалось париться в чужом пару - каждый должен был самостоятельно растопить для себя печь. И, разумеется, чтобы не прогневать банника, в конце всех водных процедур необходимо было оставить для него подарок (как блюдечко с молоком для домового) - маленький березовый веник и чашу с теплой водой либо кусок ржаного хлеба с солью.

Место для ворожбы

Любопытно, что главным врагом банника является как раз домовой. Считается, что если банник напал на вас, то на помощь следует звать именно его - выбежать из бани спиной вперед и закричать: «Батюшка, выручи!» При этом банник охотно дружит с другими враждебными человеку духами и часто приглашает их к себе попариться и искупаться.

Впрочем, не исключено, что образ банника просто изменился со временем в отрицательную сторону. После принятия христианства на Руси восприятие языческих божеств практически полностью изменилось. Такие персонажи, как домовой или банник, стали олицетворением демонических и враждебных сил.

За счет того что баня считалась таинственным местом, где обитают духи, зачастую она использовалась для гаданий и ворожбы. Одно из самых старинных «банных» гаданий заключалось в том, что девушка должна встать в дверях бани и приподнять юбку.

Затем необходимо позвать суженого и попросить его прикоснуться к себе. Если девушка почувствует прикосновение мохнатой лапы, то считается, что ее будущий муж будет богатым, если голой руки - то бедным, если мокрой - то муж будет пьяницей, а если шершавой - то это означает, что у ее мужа будет суровый характер.

Не ходите мыться после полуночи

Разумеется, существует огромное количество преданий и страшных историй, связанных с банником, а точнее, с его правилами, которые иным несчастным довелось нарушить.

Одна из таких историй повествует о пяти девушках, которые, нарушив запрет, отправились в баню после полуночи. Одна из девушек взяла с собой свою маленькую сестренку. После купания девушки сели за стол ужинать, как вдруг кто-то постучался в дверь.

На пороге стояли пятеро красивых молодых людей, рассказавших, что они проделали огромный путь и, увидев свет в окне, решили зайти и попросить немного еды. Девушки пригласили путников за стол, чтобы разделить с ними ужин, и в это время маленькая девочка, сестра одной из девиц, уронила на пол ложку. Девочка полезла за ней под стол и увидела, что у их гостей вместо ног - коровьи копыта.

То, что девочка смогла распознать в незнакомцах нечисть, объясняется тем, что ребенок до семи лет - безгрешен и способен видеть то, что не может увидеть грешник, взрослый человек. Девочка уговорила свою старшую сестру покинуть баню и оставить незнакомцев... Утром стало понятно, что ночные гости действительно оказались чертями - баня ушла под землю, утащив с собой четырех девушек.

И несмотря на то что в этой истории в роли нечисти выступают черти, их появление обуславливается именно нарушением запрета банника - не ходить париться после наступления темноты.

Еще одна из историй связана с нарушением этого же запрета.

Жили-были две сестры со своей старой теткой. Одна из сестер ждала ребенка, и в итоге родила мальчика, но сама при этом скончалась при родах. Младшая сестра и тетка взяли ребенка под свою опеку. И вот как-то раз эти женщины с грудным младенцем решили пойти в баню, но засиделись допоздна и пошли только после полуночи.

Сестра, испытывая при этом странное беспокойство, решила закрыть дверь в баню на замок. Как только женщины разделись и принялись мыться, раздался стук в окно. Они увидели в окне большого черного кота, который, впрочем, скоро исчез из виду.

Затем послышался звук скребущихся когтей по двери, по стенам, на крыше раздался топот. Кто-то яростно стучался в стены и в окна, ломился внутрь. Эти звуки раздавались до утра, но сразу же прекратились после первых петухов.

Подождав какое-то время, женщины с ребенком на руках побежали домой. В их избе все оказалось перевернуто вверх дном. . . Спустя какое-то время женщины вернулись к бане, и увиденное поразило их: ее стены были исцарапаны, повсюду находились следы от гигантских когтей, на земле виднелись кровь и следы копыт...

А на крыше сидел тот самый черный кот, что заглядывал к ним в окно. Этим котом оказался банник, ожидавший той ночью гостей, - считалось, что он способен принимать вид кошки, собаки либо зайца. Но, так или иначе, он не дал тех женщин в обиду и фактически спас их от чертей, уже почуявших свою добычу.

Целебная сила

Стало быть, этот маленький дух не так плох и не всегда настроен агрессивно по отношению к человеку. Банник также считается прекрасным лекарем, способным "вылечить практически любую болезнь при помощи пара. Кроме того, баню традиционно растапливали перед различными значимыми событиями, в честь всех праздников, перед свадьбами и родами.

И разумеется, в наш век суеверия не могут быть помехой столь приятному времяпрепровождению, как поход в баню, ставший для нас синонимом отдыха и хорошего настроения. Русская баня всегда являлась местом исцеляющим, ее целебная сила хранится в ее жаре и холодной воде, а банник одухотворяет ее и на правах хозяина устанавливает в ней свои правила.

Валерия РОГОВА

Банник и обдериха

В жизни крестьян баня всегда занимала очень важное место. В ней не только мылись и парились, знахари в ней лечили людей от простуды, вывихов и разных других болезней, там появлялись на свет дети. В натопленной бане пряли зимними вечерами. При всем этом баня, в отличие от дома, осознавалась как «нечистое», не освященное строение - «хоромина погана», «без креста», а значит, идеальное убежище для нечистой силы. Именно в бане совершали разные не одобряемые православием обряды и действия - там гадали, колдовали, играли в карты, вызывали нечистую силу. В бане же в некоторых местностях посвящали в колдуны. Там, говорили в народе, собираются на посиделки проклятые люди и коротают время, плетя лапти.

Хозяином бани одни поверья называют банника (или баенника ), у белорусов - лазника (от белорусского лазня «баня»), другие, в основном, на Русском Севере, - обдериху, банницу, баенную бабушку .

Банника представляли то черным здоровенным мужиком, всегда босым, с железными руками, длинными волосами и огненными глазами, то маленьким старичком с длинной бородой. Живет он в бане за печкой или под полком. Однако некоторые поверья рисуют банника в виде собаки, кошки, белого зайчика и даже конской головы.

Банник - злобный дух, он очень опасен, особенно для тех, кто нарушает правила поведения в бане. Ему ничего не стоит запарить человека до смерти, содрать с живого кожу, задавить его, задушить, затащить под горячую каменку, затолкать в бочку из-под воды, не дать ему выйти из бани. Об этом рассказывают довольно страшные былички.

Так вот нам старики говорили: «Ребятишки, если моетесь в бане, один другого не торопите, а то банник задавит». Вот такой случай был. Один мужик мылся, а другой ему говорит:

- Ну чего ты там, скоро или нет? - Раза три спросил.

- Нет, я еще его обдираю только!

Ну он сразу побоялся, а потом открыл дверь-то, а у того мужика, который мылся, одни ноги торчат! Его банник в эту щель протащил. Такая теснота, что голова сплющена. Ну, вытащили его, а ободрать-то его банник не успел.

Было это в одной деревне. Женщина одна пошла в баню. Ну а потом оттуда - раз - и выбегает голая. Выбегает вся в крови. Прибежала домой, отец ей: что, мол, случилось? Она ни слова не может сказать. Пока водой ее отпаивали… отец в баню забежал. Ну, ждут час, два, три - нету. Забегают в баню - там его шкура на каменке натянута, а его самого нету. Это банник! Отец-то с ружьем побежал, раза два успел выстрелить. Ну, а видно, рассердил банника шибко… И шкура, говорят, так натянута на каменке.

Банник пугает моющихся стуком в стенку, хохотом, окликает людей по имени, бросает в них мусор и камни. Он любит подшутить над моющимися женщинами, храпя и воя за каменкой. Если баннику не хочется пускать людей в баню, он может вылить всю воду из бочек.

А вот в бане есть уже свой, не домовой, а банник, хозяин бани он, там живет, тоже безобразит, говорят. Вот слыхивала, затопили баню, стали воду носить, сколько ни носят, принесут, нальют - вроде много. Пойдут еще, ан, а воды опять нет, будто выливает кто. И так пять раз носили, пока догадались: банный хозяин, видать, не хотел, чтоб сегодня мылись. В тот день праздник какой-то был, так ведь в праздник мыться нельзя. Ну, что делать, так и ушли, а баню-то зря топили. А вот тоже одна рассказывала. Муж ее мылся в бане, а она следом за ним пришла, разделась, пошла париться. Он-то оделся, ушел, а она выходит, глядь - а одежды ее и нет. Ну, думает: мужик мой, видно, пошутил, сейчас принесет. Ждет, все нет. Входит муж, а она ему: «Ты что, черт старый, глумиться надо мной вздумал! Куда дел одежду мою?» Сходил он домой, принес ей другую одежду. Утром она пошла в баню, а там одежда ее на лавке лежит. Вот как банник шутит над людьми.

Вредить банник обычно начинает в ответ на нарушение человеком запретов. Нельзя, например, топить баню и ходить в нее в праздники, на Святки, ночью, особенно в полночь, потому что в это время там моются черти или сам банник.

Ну вот ты в баню пойдешь, а в двенадцать часов ночи ты туда уж не ходи. Вот я помню хорошо, у нас баня была, а соседка говорит: «Я пошла ночью в баню - нужно было развесить пиджаки, знаешь, с озера пришли ребята». Так она как открыла дверь - а там моется на полке. «Я, - говорит, - закрыла, да унеси Господи!» Банник - он как человек.

По этой же причине нельзя ходить в баню «в третий пар» (т. е. в третью смену), мыться без молитвы, а после мытья спать в бане. Нельзя в последний пар ходить в баню одному.

А вот с моей подругой дело было. Старики ей говорили, что одной баню замывать нельзя (замывать баню - ходить в последний пар. - Авт. ). А она то ли забыла, то ли посмеялась. Пошла в баню одна мыться последней. Зашла, голову намылила, за водой нагнулась, а под лавкой сидит маленький старичок! Голова большая, борода зеленая! И смотрит на нее. Она кричать - и выскочила. Нашли ее братья на снегу, еле откачали.

И в банях чудилось тоже. Значит, все перемылись. И напоследок пошли вдвоем мать с ребенком. Налила, говорят, воды, начинает мыть. А полок кверху подымается и кто-то и говорит: «Ну, погоди, я тебя сейчас помою…» А баба та собралась, ребенка в пазуху - да нагишом из бани.

Перед тем как зайти в баню, нужно «попроситься» у банника, перед уходом из бани - оставить ему горячей и холодной воды и кусочек мыла, чтобы он тоже мог помыться. Тот, кто моется последним, не должен ничего крестить, а все сосуды с водой нужно оставить нараспашку и сказать: «Мойся, хозяин!» Считалось, что если подойти к бане ночью или после того, как вымоются люди, можно услышать, как там парится банник - слышно хлопанье веника, плеск воды и стук шаек. Чтобы задобрить банника, ему приносили в дар кусок ржаного хлеба, посыпанного солью, или черную курицу. А если строили новую баню, нужно было принести жертву: задушить (а не зарезать) черную курицу и, не ощипывая, закопать под банным порогом. Закопав курицу, пятились от бани задом, отвешивая поклоны баннику. Банник также не любит, когда баню используют для сушки льна и пеньки.

Согласно поверьям, у банника есть шапка-невидимка, и раз в год он кладет ее на каменку сушить. Если тщательно подкараулить, то тогда ее можно стащить. Завладеть шапкой-невидимкой можно и другим способом. На Пасху во время заутрени надо прийти в баню; банник в это время всегда спит. Сдернув с его головы шапку, надо как можно быстрее бежать в церковь. Если успеешь добежать прежде, чем он проснется, значит, шапка-невидимка останется у тебя, если нет - банник догонит и убьет. Смельчак, сумевший украсть у банника эту шапку, становится колдуном.

У банника есть и еще одна волшебная вещь - «беспереводный целковый», неразменный рубль, который всякий раз возвращается к своему хозяину. Чтобы заполучить такой рубль, нужно в полночь бросить внутрь бани спеленутую черную кошку и сказать: «На тебе ребенка, дай мне беспереводный целковый».

На святках девушки ходили к бане гадать о женихах. Делалось это следующим образом: та, что гадала, поднимала юбку и просовывала заднюю часть тела в приоткрытую дверь. Считалось, что банник должен дотронуться до нее своей лапой. Если лапа была голая и когтистая, это означало, что ее жизнь в замужестве будет бедная, а свекровь лютая. Если банник гладил девушку мохнатой лапой, она верила, что брак будет счастливым, а муж богатым.

Не менее враждебен человеку и женский дух бани - банница , или обдериха . Это не жена банника, она сама полновластная хозяйка. Это женщина с широко расставленными глазами, длинными распущенными волосами и большими зубами, но она может также принять вид кошки или обезьяны. Живет обдериха в бане под лавкой или под полком. Само ее имя говорит о том, что она очень опасна для человека: может содрать с него кожу. На Русском Севере об обдерихе рассказывают так:

Раньше пугали: обдериха задерет в бане. Под полком живет, по-разному показывается. У нас мама была еще в девках, пошла в баню, а там девка в повязке лежит под передней лавкой. Не ходили в баню за полночь - обдериха задерет. Как-то к нам приехали знакомые и попросились в баню. А времени много - скоро двенадцать. Их предупредили: если кошка замяукает - выходите из бани. Кошка раз мяукнула, два мяукнула. Они третьего раза ждать не стали - выскочили. И роженицу с ребенком в бане не оставляли одних до шести недель после родов, и ребенка не оставляли - обдериха подменит.

У банной хозяйки тоже нужно спрашивать разрешения: «Баенна хозяйка, пусти нас помыться, погреться, пожариться, попариться». Выходя из бани, нужно не забыть поблагодарить ее: «Банная хозяюшка, спасибо за парну байну. Тебе на строенице, нам на здоровьице». Если у банной хозяйки «попроситься», она не сможет причинить вред человеку, даже если он нарушил правила поведения в бане.

Мужик сказывал, что пришел он в деревню, а спать негде, никто не пустил. Он пошел в баню, баня-то теплая. А сперва попросился у бани, чтобы пустила ночевать. Ночью слышит: полетели обдерихи на свадьбу и зовут его банную хозяйку:

- Машка-Матрешка, полети с нами!

А она отвечает:

- Не могу, гость у меня.

Те говорят:

- Так задери!

А она:

- Нет, не могу, он у меня попросился!

В старину женщины чаще всего рожали в бане - там было самое теплое и удобное для этой цели место. Банные духи поэтому представляли для рожениц и появившихся на свет младенцев большую опасность. Банник или обдериха могли похитить ребенка и подменить его своим. Роженицу с ребенком в бане без присмотра старались не оставлять.

Обдериха-то как кошка в бане появляется. Нельзя по одному в баню ходить. Родит женка, пойдет с ребенком в баню мыться, так кладет камешек и иконку, а то обдериха обменит и унесет, и не найдется ребенок. А вместо ребенка окажется голик (стертый веник). А бывает, что и ребенок окажется, но он не такой, как настоящие, - до пятнадцати лет живет, а потом куда-то девается.

Роженица, оставаясь в бане одна, должна быть очень осторожна, чтобы банная хозяйка ей не навредила.

Вот у нас, в нашей деревне, как роженица родит ребеночка, ее в баню отводят. Натопят баню, и роженицу с ребеночком в баню. Там живет неделю, там к ней все ходят, еду носят. А говорят, одной роженице нельзя в бане быть. Вот один раз был случай. Приходит к роженице соседка навестить. А эта, которая пришла, говорит: «Я за водичкой схожу для ребенка». А этой роженице говорит: «А ты ноги крест- накрест положи». Нога на ногу, чтобы крест был. Вот она ушла. Роженица говорит: «Я глаза открываю, стоит женщина передо мной, во лбу один глаз, большущий глаз, и говорит: «Женщина, скинь ногу, скинь ногу!» Это чтобы креста не было. Она бы к ней подошла, может быть, что-нибудь и сделала, а раз крест положен - ей нельзя. «Со мной, - говорит, - сразу худо сделалось. Из памяти меня вышибло». Так потом сразу и пришла эта женщина, которая за водой-то ходила. Тут нечистый дух был. Баенница это, баенница: один глаз во лбу.

Не советовали также ходить в баню с еще не окрещенным ребенком. Если же такая необходимость возникала, женщина должна была попросить разрешения у банного хозяина или хозяйки.

Часто в народе верят, что обдериха появляется после родов из родильной крови и нечистоты. И, стало быть, если в бане никогда не рожали, то в ней нет и обдерихи. Иногда говорят, что в бане столько обдерих, сколько в ней вымыли новорожденных младенцев, иногда - что обдериха появляется в бане только после того, как в ней обмоют сорокового младенца.

В северорусских областях думали, что в бане живет банная бабушка - дряхлая добрая старушка, которая лечит от всех болезней. К ней обращались с заговором, когда новорожденного ребенка первый раз мыли в бане.

Банное колдовство

Если взглянуть на баню с точки зрения мага, то мы увидим, насколько уникально само её явление в жизни человека. Баня даёт шанс даже не особо сведущему в магии человеку обратиться за помощью к первоэлементам. Ведь по своей сути баня – это соединение четырех стихий. Там есть стихии Воды, Воздуха, Огня. Ну а стихия Земли проявлена в камнях, дереве и самой основе помещения. Много заговоров в которых баню не заменишь ни чем.

Попадая в баню, мы оказываемся в магическом пространстве, которое способно изменить нас самих и всю нашу жизнь. Если прийти туда с нужным настроем и вести себя в соответствии с магическими правилами, то в последствии можно ощутить внутри своего тела колоссальную силу элементов нашего пространства и даже почувствовать некое перерождение на всех уровнях физического и духовного восприятия.

Банник - друг бани

Банник похож на домового; как домовой считался хозяином домашнего пространства, так Банник отвечал за пространство банное. Отнести его к разряду добрых или злых духов сложно, так как, подобно ситуации с домовым, все зависит от того, заладились ли отношения с Банником.

Изучая народные сказания о банном духе, можно встретить самые разные истории. В хороших рассказывается, как добрый Банник помогал детишкам и семье, исцелял хозяев дома от болезней. Но есть истории, в которых говорится, что Банник, который обиделся на плохое поведение хозяев и разозлился, был способен на жестокую месть и даже на то, чтобы нанести вред человеку. При этом, если обидеть Банника, он может мстить изворотливо, например – запарить до страшной задышки человека в бане, а никто и не узнает, кто содеял плохое.

С Банником шутки плохи, но и без него нельзя. Без этого духа баня неживой будет, да и кто как не Банник способен отогнать всякую злую силу от помещения. Так что Банника таки нужно завести в новой бане и стараться не обижать его.

Как выглядит банный дух

Банник обычно старался оставаться невидим человеческому взору. Тем не менее он не особо заботился о бесшумности своего поведения. Его можно было услышать – особенно ночью, когда дух разбирал кучку новых не ошпаренных веников, которые хранились в бане, или просто отдыхал, сидя на полке под потолком и бормоча какие-то свои напевы.

Редко Банник мог и показаться, если это становилось ему нужным. Иногда люди сами вызывали Банника во время проведения магических действий внутри бани. Приходя, он чаще всего был немножко похож на домового. Появлялся в обличье маленького деда, порою без одежды или иногда облепленный листьями березы да дуба от банных веников. Дедок был с длинными седыми волосами и бородкой. Поговаривали, что глаза у банного деда необычные – очень большие и радужные, а не естественные однотонные. В некоторых регионах говорят, что Банник может явиться как огромная мохнатая черная сущность, силуэтно напоминая чем-то человека.

Зазыв Банника

Что нужно для того, чтобы в бане появился Банник? Старинные поверья говорят нам о том, что, если в бане хотя бы раз побывала роженица и родила там ребенка, появление в вашей баньке банного духа гарантировано. Но так как в нынешнее время, в банях уже не рожают, то...

Зазвать Банника можно и самим. Если зазывает молодая семья, то идеально будет, если они оживят спящую баню своей энергией. Чтобы вызвать всплеск энергетических сил, нужно заняться в бане любовными утехами. Именно так!

Собираясь в новую баню, следует взять с собой пожертвования – щедрые дары для Банника. В качестве даров подойдет большое количество кваса (желательно в большом деревянном кувшине), а также черный хлебец, густо посыпанный солью. Хлеб оставлялся как подношение для Банника (аналог того, как мы делаем сладкие угощения для того, чтобы задобрить домашнего духа домового). Так же к васом обливали стены бани.

Чтобы зазвать Банника, принося дары, следует произнести следующие волшебные слова:

Зову сюда хозяина банного, зову сюда Банника доброго, будешь мирно здесь поживать, баньку нашу оберегать!

Да свершится!

И в дальнейшем следует периодически задобрять Банника дарами, чтобы он не злился, не обижался и помогал хозяевам. Отправляясь в баню, можно каждый раз брать с собой кусочек черного ржаного хлебца с солью, периодически повторять обливание стен квасом.

Входя в помещение, желательно спрашивать у Банника разрешения.

Он очень доволен, когда хозяева следят за чистотой бани.

Слишком много жару в бане банный дух не любит, и еще ему не нравится, если люди торопятся поскорее закончить процедуру омовения. Банник одобряет, когда хозяева используют во время купания травы, всякие травяные настои. Если Баннику полюбиться, то он и сам начинает помогать баньку в чистоте держать, и пар лучше делает, а хозяевам сил и здоровья прибавляет.

Попарившись, Баннику оставляли пар, веничек свежий для него персонально и банную лохань с водой, обмылки. Мол, и ему попариться в своем жилище нужно.

Также из дополнительных правил для лада с Банником нужно помнить о том, что просто так ходить в баню нежелательно. А в ночное время после захода солнца вообще без особой надобности появляться там не надо.

Кстати, покидают баню так, как люд из церкви выходит – то есть спиной вперед, чтобы не задеть неуважительным поведением хозяина бани.

На всякий случай скажем о том, что, если вы случайно нарушите какое банное правило и разгневаете Банника, в народе говорят, что тогда спасения нужно искать, выбежав из бани к дому и окликнув других близких духов: домового (духа дома) и овинника (духа овина). Так как овин даже не возле каждого частного дома нынче есть, то звать нужно домового, чтобы выручил и спас.

Банька парит - Здоровье дарит

Чтобы улучшить самочувствие и укрепить здоровье, в бане можно было произнести такие слова:

Банька здоровье дает, когда парит, пусть баня болезнь испарит и мое здоровье поправит, прочь прогонит усталость и тяжесть в теле.

Пусть свершатся сии слова на деле! Да свершится!

Попарившись, уже когда обливались после баньки водой, для пущего эффекта на эту воду трижды наговаривали заклинание:

Пусть освободит меня эта вода от всей грязи телесной и всей грязи душевной! Да свершится!

Целительные веники

Нужно упомянуть о том, как готовить и заговаривать веники, а также – для чего их можно использовать в магических банных ритуалах.

«Ломать», то есть создавать веники, следовало во время полнолуния, в нечетный день. Веник обычно делался из березы или дуба, для лечения к ним добавляли нужные компоненты, например крапиву или верес но тут тоже есть свои правила. Березовые ветки нельзя было брать с березы, которая росла в два ствола из одного корня. Также нельзя применять ветки с дерева, которое перетерпело пожар или вообще выглядит не очень хорошо.

Сила берёзовая для любви и лада в семье

Березовые веники особенно ценились представительницами прекрасного пола, ведь береза – дерево женское. По преданиям, она помогала наладить понимание с мужем, прогнать прочь ссоры, возродить любовь, родить детишек, призвать лад и мир в семью. Такой особый березовый веник по-особому и готовился. Нужно было отправиться за ветками к семи березам. Очень желательно, чтобы они росли возле речки, немного склонившись к водице своими стволами. Уже в самом процессе связывания «семиберезовых» веток в один банный веник следовало сказать такие слова:

Береза, дерево силы женской, дерево доли девичьей, ты к воде гнулась, так пусть бы … (я или имя жены) и … (имя мужа) друг к другу с любовью тянулись!

Кроме такой любовной магии, березовый веник хорошо помогает бороться со стрессовым состоянием, восстановиться после тяжелых нагрузок. Он отлично очищает кожу. Помимо этого, березовый веник рекомендуют людям, которые ощущают боль в мышечных тканях и суставах.

Сила дубовая для защиты от врагов

Дубовый веник всегда был востребован мужчинами. Дело не только в том, что дуб – мужское дерево силы. Считалось, что веник из дуба способен вернуть представителю сильного пола потенцию, дать ему силу и выдержку для любовных подвигов.

В магических банных обрядах новый дубовый веник можно использовать для того, чтобы защитить себя от нападок недоброжелателей. Если вы никак не примиритесь со своим врагом или даже врагами, чувствуете агрессию в вашу сторону, проведите следующий обряд.

Веником ударьте себя двенадцать раз по плечам. В процессе каждый раз произносятся такие магические слова (то есть всего заклинание повторяется 12 раз):

Дуб, символ родовой силы, дуб, символ мужской силы, суть твоя могущественна, корни твои глубокие, ветки твои крепки.

Пусть же и я буду крепок перед врагами своими, пусть же я буду защищен от их козней и нападок!

Слово это не перебить! Так тому и быть! Да свершится!

Кроме того, использование дубового веника рекомендовано для общего укрепления и оздоровления организма. Очень хорош веник из дуба для тех, у кого жирная кожа.

Банная магия для привлекательности и сексуальности

Следующий банный обряд поможет слабому полу выглядеть краше и чувствовать себя увереннее и лучше.

Нужно в день богини Макоши-Матушки (в пятницу) в утреннее время отправиться в баню.

Баньку следует приготовить ароматическую: на камни брызните по крохотной капельке ароматического масла розы (классически использовалась роза с добавлением капли мёда , нынче можно влить для усиления эффекта немного ароматического масла пачули или иланг-иланга).

Оставьте все заботы и проблемы за порогом бани. Войдя в помещение, произнесите слова (их желательно выучить на память перед тем, как отправляться вершить банный обряд):

Макошь-Матушка, молвлю к тебе, прошу о поддержке.

Банник, хозяин банный, у тебя помощи прошу.

Помогите мне всю скверну с тела прогнать, помогите мне красоту и очарование к себе призвать!

Пусть стану я красивее и милее, пусть при взгляде на такую прелестную меня каждый милуется мной, радуется и добреет! Мне на добро и на красоту! Пусть вершится как я велю!

Да свершится!

Когда будете париться, прочувствуйте, как силы производят над вашим телом магическую работу. Наполняйтесь дивной энергией красоты и очарования.

Похожие статьи

© 2024 rsrub.ru. О современных технологиях кровли. Строительный портал.