Оценивание егэ по химии баллы. Что пойдет в аттестат? Что делать, если ЕГЭ по химии написан на двойку

Cколько баллов дается за каждое задание ЕГЭ по химии. Критерии оценивания ЕГЭ по химии 2019: баллы и оценки, таблица перевода, а также структура экзамена, методика проверки и основные изменения в новом году. В 2019 задания для ЕГЭ по химии стали содержать большее количество математических элементов, расчетов физических величин, более глубокой стала проверка и основного теоретического курса химии. В то же время, количество заданий снизилось, теперь вместо 40 вопросов, учащемуся придется решить 35 (по другим данным 34). Соответственно, изменилась шкала оценки, за ЕГЭ по химии 2019 первичный балл стал ниже – на 4 единицы.

Все задания оцениваются по-разному, за сложные задачи можно заработать до 5 баллов. Поэтому для поступления в профильные ВУЗы необходимо максимально глубоко изучать предмет.

Таблица критериев оценки заданий ЕГЭ 2019 по химии с учетом новых требований:


Номер задания

Максимальный балл

35 3

Оценка заданий осуществляется по установленной методологии, при этом за сложные задания, где требуется логика, баллы выставляются посредством специальных аналитических таблиц. Если ответ максимально соответствует требования анализа, за него можно получить до 5 баллов. Если учащийся развил тему только частично, то количество баллов снижается. За невыполненное задание начисляется 0 баллов.

Проверка сложных заданий осуществляется двумя экспертами. Если есть сильное расхождение баллов, то привлекается третий специалист. Это обеспечивает максимально эффективное и объективное оценивание знаний выпускников.

Таблица перевода ЕГЭ-2019 по химии из баллов в оценки:

Количество баллов

Оценка

Структура заданий ЕГЭ по химии в 2019 году включает 29 вопросов с кратким ответом, а также 5 с развернутым.

Продолжительность экзамена составляет 210 минут, по нормативу на простые вопросы должно уходить около 3 минут, на сложные - до 15. Что касается минимального балла для прохождения в специализированные ВУЗы, то каждое высшее учебное заведение устанавливает свои требования. Например, для поступления на химический факультет МГУ, либо престижного Московского медицинского университета необходимо набрать не менее 50 баллов.

Но обычно общий проходной балл в престижные ВУЗы составляет 400-470 (на химический факультет минимум меньше, на медицинский - больше), и только от химии поступление в то же МГУ не зависит, поэтому если баллов не хватает, можно добрать по математике, биологии, русскому и внутренним вступительным экзаменам.

Значительные изменения в ЕГЭ наблюдаются также и по другим предметам.

Для успешной сдачи химии рекомендуется уделять большую часть времени решению задач и уравнение. Во время сдачи можно пользоваться калькулятором, таблицей Менделеева и растворимости солей. Также разрешен электрохимический ряд напряжения металлов.

Критерии оценивания ЕГЭ по химии 2019 описаны достаточно четко в регламенте, но у каждого выпускника есть право на подачу апелляции.

Таблица переводов баллов в оценки ОГЭ-2019 по химии

Для выпускников 9-х классов предусмотрены свои критерии оценивания. Согласно всем КИМ и ГИА, максимально можно набрать 34 балла. А вот, если выпускник хочет пойти в медколледж, профильный класс или на еще какое-то средне-специальное образование, связанное с химией, фармацевтикой и медициной, ему нужно набрать от 23 баллов и выше.ээ

Таблица переводов баллов по химии для ОГЭ-2019


Вопреки кажущейся простоте, набрать 9 баллов для минимального проходной оценке не так просто. Нужно уметь решать задачи, ориентироваться в формулах, хотя бы минимально владеть теорией. Кто сдал на двойку, останется на второй год, если провалит и пересдачу.

Таблица оценки баллов по заданиям:


Номер задания

2 (1 – если решено частично)

2 (1 – если решено частично)

2 (1 – если верно на 2/3)

2 (1 – если верно на 2/3)

Многие школьники, чтобы перестраховаться, начинают решать сразу со сложных заданий. Если решить их все без ошибок, можно набрать сразу 19 баллов, то есть, на «четверку». Однако, это подразумевает полное решение задания, иначе оно будет оценено в 1 балл, а то и вовсе нет.

Критерии оценивания тестирования по химии каждый год меняются, правила становятся жестче, поскольку среди правительства существует идея о недостаточно качественном образовании. Это, конечно, не имеет под собой оснований, ведь школьники учатся хуже не из-за программы, а по большей части из-за перегруженности.

Что пойдет в аттестат? Что делать, если ЕГЭ по химии написан на двойку?

Если ЕГЭ по химии не сдан, а по математике и русскому нормальные оценки, школьнику просто выдадут аттестат. И еще дадут сертификат ЕГЭ, где химию просто не впишут. При этом экзамен можно пересдать через год. Минус тут один - может не хватить общего балла для поступления, а если ВУЗ требует химию в обязательном порядке, то вообще не примут документы. Соответственно, школьник теряет время, а юношей могут и вовсе в армию забрать, после которой пересдать будет еще сложнее.

Если за год оценка 4 или 5, а ЕГЭ по химии сдан на 3 или 4 (то есть понижение балла), что пойдет в аттестат? Пойдет годовая отметка. Если ЕГЭ сдан на 5, а за год 3, то тоже на аттестат не влияет. Но каждая конкретная школа , где обязали считать среднее арифметическое.

Почему так происходит? Потому что этот подсчет никто потом не проверяет. Исходя из этого - решать вопрос лучше заранее с учителем химии и классным руководителем, обычно в нормальных школах педагоги стараются идти навстречу выпускникам. Если у ребенка 4-ка, но он поднажал и сдал ЕГЭ на 5, почему бы ему не помочь?

Но! Надо помнить, что оценки в аттестате при поступлении никому не нужны, и, особенно, по химии. Смотрят сегодня в 99% случаев только на сертификат ЕГЭ.

На что обратить внимание при подготовке к ЕГЭ-2017

В 2016 году в экзамене по химии приняли участие 75 096 выпускников, то есть примерно столько же, сколько и два предыдущих года.

Не перешагнули установленный минимальный порог по количеству набранных баллов (менее 34) – 13,2%, удовлетворительно сдали (до 60) – 47,3%, хорошо (до 80) – 33,7%, отлично (до 100) – 5,8%.

Всего в работе было 40 заданий: 35 с кратким ответом составляли первую часть, пять с развернутым ответом – вторую.

В экзаменационную работу по химии в 2016 году (по сравнению с 2015 годом) были внесены изменения в шесть заданий. Вместо выбора одного ответа нужно было выбрать 2-3 либо дать ответ в виде числа с заданной степенью точности. В двух заданиях повышенной сложности (34 и 35) вместо множественного выбора требовалось установить соответствия между элементами двух множеств. К сожалению, эти изменения повлекли низкие результаты выполнения перечисленных заданий.

Задания повышенной сложности оказались слишком трудными для экзаменующихся, и процент тех, кто с ними справился, небольшой. Таким было, например, задание 39. Выяснилось, что проводить вычисления по уравнениям реакций умеют только отдельные отлично подготовленные выпускники. Даже из ребят, имеющих хорошую подготовку, смогли справиться с этой задачей всего лишь 19,6%. По-видимому, тем, кто сейчас готовится к ЕГЭ-2017, нужно обратить особое внимание на такие задания и отработать алгоритм их выполнения.

В то же время другое задание повышенной сложности (номер 36) по окислительно-восстановительным реакциям на основе электронного баланса, выполнили 61,5% экзаменуемых.

В 2017 году в экзамене по химии планируется внесение некоторых изменений. Это вызвано стремлением более объективно проверить успешность освоения предмета.

Ожидается меньшее количество заданий: вместо 40, как в 2016 году, всего 34. Первичный балл с 64 в 2016 году снизится до 58-60.

Выпускникам нужно быть готовыми продемонстрировать не только успешное усвоение общеобразовательной программы по предмету, но и умение применять полученные знания, умения, навыки в учебных ситуациях. Например, классифицировать органические и неорганические вещества, описывать их химические свойства. В задании, возможно, надо будет из перечисленных веществ указать номера кислот, то есть надо показать знание признаков данного класса веществ – присутствие в качестве катионов только ионов водорода. Или, к примеру, такое задание: с каким из перечисленных веществ будут реагировать фосфор и магний (главное здесь вспомнить, что эти два вещества могут быть восстановителями, а значит могут реагировать с веществом-окислителем).

Будут задания и на установление соответствия между двумя группами предложенных веществ. Например, определить, какие вещества из одной группы могут реагировать с веществами из другой.

По этим примерам видно, что ничего сверхтрудного, сверх школьной программы от выпускника требовать не будут, однако знания должны быть системные, а не отрывочные – это основной фактор успешной сдачи любого экзамена, не только по химии.

Ознакомьтесь с размещенными на сайте ФИПИ кодификатором проверяемых элементов содержания и спецификацией, пусть ребенок попробует выполнить демонстрационную версию ЕГЭ. После этого вместе честно оцените шансы положительно сдать данный очень нелегкий экзамен. Его за один присест не одолеешь даже на минимальный балл. Если выполнил демоверсию на низкий балл, возможно, стоит поискать другие варианты продолжения обучения, а следовательно, выбрать и иные дисциплины, баллы по которым являются проходными во вновь выбранный уже с учетом реальных способностей и полученного багажа знаний, вуз.

Да, высокие баллы по ЕГЭ по химии откроют двери многих престижных учебных заведений. Однако в данном случае прежде чем отрезать, то есть решиться на сдачу химии, не то что семь раз нужно отмерить, а семьдесят семь. Ведь от успеха на экзамене зависит будущее ребенка. Как говорится, на что учился, на то и сгодился. В одиннадцатом классе поздно начинать изучать «с нуля» этот сложнейший предмет. Повторять – да, а учить как полностью новую, совершенно незнакомую дисциплину – нет. Будьте реалистами.

Но если уж ребенок все-таки выбрал сдачу ЕГЭ по химии, необходимо приложить все усилия для прочного освоения образовательной программы по данному курсу, что вознаградится получением максимального количества баллов, поступлением в выбранный вуз и успешным обучение в нем.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Шебекино Белгородской области»

Особенности решения и оценивания заданий 30-35 ЕГЭ по химии

Подготовила: Арнаутова Наталья Захаровна,

учитель химии и биологии

МБОУ «СОШ №4 г. Шебекино Белгородской области»

2017 год

Методика оценивания заданий с развернутым ответом (основные подходы к определению критериев и шкалы оценивания выполнения заданий)

Основу методики оценивания заданий с развернутым ответом составляет ряд общих положений. Наиболее важными в их числе являются следующие:

Проверка и оценивание заданий с развернутым ответом осуществляется только путём независимой экспертизы на основе метода поэлементного анализа ответов экзаменуемых.

Применение метода поэлементного анализа делает необходимым обеспечение четкого соответствия формулировки условия задания проверяемым элементам содержания. Перечень элементов содержания, проверяемых любым заданием, согласуется с требованиями стандарта к уровню подготовки выпускников средней школы.

Критерием оценивания выполнения задания методом поэлементного анализа является установление наличия в ответах экзаменуемых элементов ответа, приведенных
в модели ответа. Однако может быть принята и иная модель ответа, предложенная экзаменуемым, если она не искажает сути химической составляющей условия задания.

Шкала оценивания выполнения задания устанавливается в зависимости от числа элементов содержания, включенных в модель ответа, и с учетом таких факторов, как:

Уровень сложности проверяемого содержания;

Определенная последовательность действий, которые следует осуществить при выполнении задания;

Однозначность трактовки условия задания и возможных вариантов формулировок ответа;

Соответствие условия задания предлагаемым критериям оценивания по отдельным элементам содержания;

Приблизительно одинаковый уровень трудности каждого из элементов содержания, проверяемых заданием.

При разработке критериев оценивания учитываются особенности элементов содержания всех пяти заданий с развернутым ответом, включаемых в экзаменационную работу. Принимается во внимание и тот факт, что записи ответов экзаменуемых могут быть как очень общими, обтекаемыми и не конкретными, так и излишне краткими
и недостаточно аргументированными. Пристальное внимание уделяется выделению элементов ответа, оцениваемым в один балл. При этом учитывается неизбежность постепенного повышения трудности получения каждого последующего балла
за правильно сформулированный элемент содержания.

При составлении шкалы оценивания расчетных задач (33 и 34) учитывается возможность различных путей их решения, а следовательно, присутствие в ответе экзаменуемого основных этапов и результатов выполнения заданий, указанных
в критериях оценивания. Проиллюстрируем методику оценивания заданий с развернутым ответом на конкретных примерах.

2017-2018 учебный год

Задания

Максимальный балл

Уровень задания

Задание 30

2016-2017 год

Задания 30 ориентированы на проверку умений определять степень окисления химических элементов, определять окислитель и восстановитель, прогнозировать продукты окислительно-восстановительных реакций, устанавливать формулы веществ, пропущенных в схеме реакции, составлять электронный баланс, на его основе расставлять коэффициенты в уравнениях реакций.

Шкала оценивания выполнения таких заданий включает в себя следующие элементы:

 составлен электронный баланс – 1 балл;

 указан окислитель и восстановитель – 1 балл.

 определены формулы недостающих веществ и расставлены коэффициенты
в уравнении окислительно-восстановительной реакции – 1 балл.

Пример задания:

Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции

Na 2 SO 3 + … + KOH K 2 MnO 4 + … + H 2 O

Определите окислитель и восстановитель.

Баллы

Вариант ответа

Mn +7 + ē → Mn +6

S +4 – 2ē → S +6

Сера в степени окисления +4 (или сульфит натрия за счёт серы в степени окисления +4) является восстановителем.

Марганец в степени окисления +7 (или перманганат калия за счёт марганца
в степени окисления +7) – окислителем.

Na 2 SO 3 + 2KMnO 4 + 2KOH = Na 2 SO 4 + 2K 2 MnO 4 + H 2 O

Ответ правильный и полный:

    определена степень окисления элементов, которые являются соответственно окислителем и восстановителем в реакции;

    записаны процессы окисления и восстановления, и на их основе составлен электронный (электронно-ионный) баланс;

    определены недостающие в уравнении реакции вещества, расставлены все коэффициенты

Максимальный балл

При оценивании ответа экзаменуемого необходимо учитывать, что единых требований к оформлению ответа на это задание не предъявляется. Вследствие этого в качестве верного ответа принимается составление как электронного, так и электронно-ионного баланса, а также указание окислителя и восстановителя может быть сделано любыми однозначно понятными способами. Тем не менее, если в ответе содержатся взаимоисключающие по смыслу элементы ответа, то они не могут считаться верными.

За­да­ния формата 2018 года

1. Задание 30 (2 балла)

Для выполнения задания используйте следующий перечень веществ: перманганат калия, хлороводород, хлорид натрия, карбонат натрия, хлорид калия. Допустимо использование водных растворов веществ.

Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна окислительно-восстановительная реакция, и запишите уравнение этой реакции. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.

Пояснение.

Запишем уравнение реакции:

Составим электронный баланс:

Хлор в степени окисления −1 является восстановителем. Марганец в степени окисления +7 - окислителем. ИТОГО 2 балла

    выбраны вещества, записано уравнение окислительно-восстановительной реакции, расставлены все коэффициенты.

    записаны процессы окисления и восстановления, и на их основе составлен электронный (электронно-ионный) баланс; которые являются соответственно окислителем и восстановителем в реакции;

Допущена ошибка только в одном из перечисленных выше элементов ответа

Допущены ошибки в двух из перечисленных выше элементов ответа

Все элементы ответа записаны неверно

Максимальный балл

Задания формата 2018 года

1. Задание 31 (2 балла)

Для выполнения задания используйте следующий перечень веществ: перманганат калия, гидрокарбонат калия, сульфит натрия, сульфат бария, гидроксид калия. Допустимо использование водных растворов веществ.

Пояснение.

Вариант ответа:

2. Задание 31

Для выполнения задания используйте следующий перечень веществ: хлороводород, нитрат серебра(I), перманганат калия, вода, азотная кислота. Допустимо использование водных растворов веществ.

Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна реакция ионного обмена. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения этой реакции.

Пояснение.

Вариант ответа:

Задание 32. Задания формата 2018 года

В условии задания 32 проверяющего знание генетической взаимосвязи различных классов неорганических веществ, предложено описание конкретного химического эксперимента, ход которого экзаменуемые должны будут проиллюстрировать посредством уравнений соответствующих химических реакций. Шкала оценивания задания сохраняется, как и в 2016 году, равной 4 баллам: каждое верно записанное уравнение реакции оценивается в 1 балл.

Пример задания:

Железо растворили в горячей концентрированной серной кислоте. Полученную соль обработали избытком раствора гидроксида натрия. Выпавший бурый осадок отфильтровали и прокалили. Полученное вещество нагрели с железом.

Напишите уравнения четырёх описанных реакций.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Вариант ответа

Написаны четыре уравнения описанных реакций:

1) 2Fe + 6H 2 SO 4
Fe 2 (SO 4 ) 3 + 3SO 2 + 6H 2 O

2 ) Fe 2 (SO 4 ) 3 + 6NaOH = 2Fe(OH) 3 + 3Na 2 SO 4

3) 2Fe(OH) 3
Fe 2 O 3 + 3H 2 O

4) Fe 2 O 3 + Fe = 3FeO

Все уравнения реакций записаны неверно

Максимальный балл

Необходимо отметить, что отсутствие коэффициентов (хотя бы одного) перед формулами веществ в уравнениях реакций считается ошибкой. Балл за такое уравнение не выставляется.

Задание 33. Задания формата 2018 года

Задания 33 проверяют усвоение знаний о взаимосвязи органических веществ и предусматривают проверку пяти элементов содержания: правильности написания пяти уравнений реакций, соответствующих схеме – «цепочке» превращений. При записи уравнений реакций, экзаменуемые должны использовать структурные формулы органических веществ. Наличие в ответе каждого проверяемого элемента содержания оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов за выполнение таких заданий – 5.

Пример задания:

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию
допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Вариант ответа

Написаны пять уравнений реакций, соответствующих схеме превращений:

Правильно записаны пять уравнений реакций

Правильно записаны четыре уравнения реакций

Правильно записаны три уравнения реакций

Правильно записаны два уравнения реакций

Правильно записано одно уравнение реакции

Все элементы ответа записаны неверно

Максимальный балл

Отметим, что в ответе экзаменуемого допустимо использование структурных формул разного вида (развёрнутой, сокращённой, скелетной), однозначно отражающих порядок связи атомов и взаимное расположение заместителей и функциональных групп
в молекуле органического вещества.

Задание 34. Задания формата 2018 года

Задания 34 – это расчетные задачи. Их выполнение требует знания химических свойств веществ и предполагает осуществление некоторой совокупности действий, обеспечивающих получение правильного ответа. В числе таких действий назовем следующие:

– составление уравнений химических реакций (согласно данным условия задачи), необходимых для выполнения стехиометрических расчетов;

– выполнение расчетов, необходимых для нахождения ответов на поставленные
в условии задачи вопросы;

– формулирование логически обоснованного ответа на все поставленные в условии задания вопросы (например, установить молекулярную формулу).

Однако следует иметь в виду, что не все названные действия обязательно должны присутствовать при решении любой расчетной задачи, а в отдельных случаях некоторые из них могут использоваться неоднократно.

Максимальная оценка за выполнение задания составляет 4 балла. При проверке следует в первую очередь обращать внимание на логическую обоснованность выполненных действий, поскольку некоторые задачи могут быть решены несколькими способами. Вместе с тем в целях объективной оценки предложенного способа решения задачи необходимо проверить правильность промежуточных результатов, которые использовались для получения ответа.

Пример задания:

Определите массовые доли (в %) сульфата железа(II ) и сульфида алюминия
в смеси, если при обработке 25 г этой смеси водой выделился газ, который полностью прореагировал с 960 г 5%-ного раствора сульфата меди.

В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи,
и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).

Баллы

Вариант ответа

Составлены уравнения реакций:

Рассчитано количество вещества сероводорода:

Рассчитаны количество вещества и массы сульфида алюминия и сульфата железа(II ):

Определены массовые доли сульфата железа(II ) и сульфида алюминия в исходной смеси:

ω(FeSO 4 ) = 10 / 25 = 0,4, или 40%

ω(Al 2 S 3 ) = 15 / 25 = 0,6, или 6 0%

Ответ правильный и полный:

    в ответе правильно записаны уравнения реакций, соответствующих условию задания;

    правильно произведены вычисления, в которых используются необходимые физические величины, заданные в условии задания;

    продемонстрирована логически обоснованная взаимосвязь физических величин, на основании которых проводятся расчёты;

    в соответствии с условием задания определена искомая физическая величина

Допущена ошибка только в одном из перечисленных выше элементов ответа

Все элементы ответа записаны неверно

Максимальный балл

При проверке ответа, экзаменуемого необходимо учитывать тот факт, что в случае, когда в ответе содержится ошибка в вычислениях в одном из трёх элементов (втором, третьем или четвёртом), которая привела к неверному ответу, оценка за выполнение задания снижается только на 1 балл.

Задание 35. Задания формата 2018 года

Задания 35 предусматривают определение молекулярной формулы вещества. Выполнение этого задания включает следующие последовательные операции: проведение вычислений, необходимых для установления молекулярной формулы органического вещества, запись молекулярной формулы органического вещества, составление структурной формулы вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле, запись уравнения реакции, отвечающего условию задания.

Шкала оценивания задания 35 в части 2 экзаменационной работы будет составлять 3 балла.

В заданиях 35 используется комбинирование проверяемых элементов содержания – расчетов, на основе которых приходят к определению молекулярной формулы вещества, составление общей формулы вещества и далее – определение на ее основе молекулярной и структурной формулы вещества.

Все эти действия могут быть выполнены в различной последовательности. Иными словами, экзаменуемый может прийти к ответу любым доступным для него логическим путем. Следовательно, при оценивании задания главное внимание обращается на правильность выбранного способа определения молекулярной формулы вещества.

Пример задания:

При сжигании образца некоторого органического соединения массой 14,8 г получено 35,2 г углекислого газа и 18,0 г воды.

Известно, что относительная плотность паров этого вещества по водороду равна 37. В ходе исследования химических свойств этого вещества установлено, что при взаимодействии этого вещества с оксидом меди(II) образуется кетон.

На основании данных условия задания:

1) произведите вычисления, необходимые для установления молекулярной формулы органического вещества (указывайте единицы измерения искомых физических величин);

запишите молекулярную формулу исходного органического вещества;

2) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;

3) напишите уравнение реакции этого вещества с оксидом меди(II), используя структурную формулу вещества.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Вариант ответа

Найдено количество вещества продуктов сгорания:

Общая формула вещества – C x H y O z

n (CO 2) = 35,2 / 44 = 0,8 моль; n (С) = 0,8 моль

n(H 2 O) = 18, 0 / 18 = 1, 0 моль; n(H) = 1,0 ∙ 2 = 2,0 моль

m (O ) = 14,8 – 0,8 ∙ 12 – 2 = 3,2 г; n (O ) = 3,2 ⁄ 16 = 0,2 моль

Определена молекулярная формула вещества:

x : y : z = 0,8: 2: 0,2 = 4: 10: 1

Простейшая формула – C 4 H 10 O

M прост (C 4 H 10 O ) = 74 г/моль

M ист (C x H y O z ) = 37 ∙ 2 = 74 г/моль

Молекулярная формулаисходного вещества – C 4 H 10 O

Составлена структурная формула вещества:

Записано уравнение реакции вещества с оксидом меди(II ):

Ответ правильный и полный:

    правильно произведены вычисления, необходимые для установления молекулярной формулы вещества; записана молекулярная формула вещества;

    записана структурная формула органического вещества, которая отражает порядок связи и взаимное расположение заместителей и функциональных групп в молекуле в соответствии с условием задания;

    записано уравнение реакции, на которую даётся указание в условии задания, с использованием структурной формулы органического вещества

Допущена ошибка только в одном из перечисленных выше элементов ответа

Допущены ошибки в двух из перечисленных выше элементах ответа

Допущены ошибки в трёх из перечисленных выше элементах ответа

Все элементы ответа записаны неверно

Все элементы ответа записаны неверно

Максимальный балл

ИТОГО 2 часть

2+2+ 4+5+4 +3=20 баллов

Список литературы

1. Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2017 года. Статья «Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развернутым вопросом». Москва, 2017 год.

2. ФИПИ проект контрольно-измерительных материалов ЕГЭ 2018 года.

3. Демоверсии, спецификации, кодификаторы ЕГЭ 2018 года. Сайт ФИПИ.

4.Справка о планируемых изменениях в КИМ 2018 года. Сайт ФИПИ.

5.Сайт «Решу ЕГЭ»: химия, эксперту.

Работа состоит из из двух частей:
- часть 1 - задания с кратким ответом (26 - базового уровня, 9 повышенного),
- часть 2 - задания с развернутым ответом (5 заданий высокого уровня).
Максимальное число первичных баллов осталось прежним: 64.
Вместе с тем будут внесены отдельные изменения :

1. В задания базового уровня сложности (бывшая часть А) будут включены:
а) 3 задания (6,11,18) с множественным выбором (3 из 6, 2 из 5)
b) 3 задания с открытым ответом (расчетные задачи), правильным ответом здесь будет служить результат вычислений, записанный с заданной степенью точности ;
Как и другие задания базового уровня, эти задания будут оцениваться в 1 первичный балл.

2. Задания повышенного уровня (бывшая часть B) будут представлены одним типом: задания на установления соответствия . Оцениваться они будут в 2 балла (при наличии одной ошибки - 1 балл);

3. Из заданий базового уровня в повышенный перенесен вопрос по теме: "Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов ".
Вместе с тем, вопрос по азотсодержащим соединениям будет проверяться на базовом уровне.

4. Время проведения единого экзамена по химии будет увеличено с 3-х часов до 3,5 часа (со 180 до 210 минут).

Основанием для изменений в экзаменационной модели 2016 года послужила необходимость повышения объективности оценки учебных достижений экзаменуемых в соответствии с требованиями ФГОС к подготовке выпускников средней школы.

Основной акцент был сделан на усиление деятельностной основы и практико – ориентированной направленности КИМ. Постановка этих задач обусловила корректировку подходов к построению отдельных заданий. В результате некоторые задания были представлены в экзаменационной работе в новом формате, благодаря чему достигнуто усиление их ориентации на проверку сформированности, прежде всего, тех умений (учебных действий), которые являются наиболее показательными с точки зрения полноты и успешности освоения предмета. Особого внимания среди них заслуживает умение применять знания в системе, что предполагает осуществление разнообразных действий в процессе усвоения предмета: выявление классификационных признаков веществ и реакций; объяснение сущности того или иного процесса; установление взаимосвязи состава, строения и свойств веществ; самостоятельную оценку правильности выбранного способа выполнения задания и др.

Проиллюстрируем, как был реализован описанный подход применительно к построению конкретных заданий.

В части 1 экзаменационной работы 2016 года изменён формат шести заданий базового уровня сложности. Это следующие задания:

· № 6, выполнение которого предусматривает применение обобщённых знаний о классификации и номенклатуре неорганических веществ. Результатом выполнения этого задания является установление трёх правильных ответов из шести предложенных вариантов;

· № 11 и № 18, их выполнение предусматривает применение обобщённых знаний о генетической связи неорганических и органических веществ. Результатом выполнения заданий является установление двух правильных ответов из пяти предложенных вариантов;

· № 24, № 25, №26 - это расчётные задачи. Ответом к этим заданиям, представленным в новой форме, является число с заданной степенью точности.

Главным результатом изменения формата указанных заданий явилось то, что их выполнение предусматривает более разнообразную последовательность учебных действий, нежели в случае традиционных заданий с выбором ответа. Так, в частности, для выбора правильного ответа, который не задаётся в виде готовых вариантов, а должен быть установлен самостоятельно, здесь требуется обязательное использование во взаимосвязи обобщённых знаний ключевых понятий и закономерностей. Это наглядно иллюстрируют приведённые ниже примеры изменений формата заданий 2015 года.

Задание № 6

Среди перечисленных веществ:

Запишите цифры, под которыми они указаны.

Аналогичным образом изменён и формат заданий с порядковым номером 18, которые ориентированы на проверку элемента содержания «генетическая связь органических веществ».

Задание № 24 (расчётная задача)

Масса нитрата калия, которую следует растворить в 150 г раствора с массовой долей этой соли 10% для получения раствора с массовой долей 12%, равна

1) 0,3 г 2) 2,0 г 3) 3,0 г 4) 3,4 г
Ответ:

Записывается номер одного из предложенных вариантов ответа.

Вычислите массу нитрата калия (в граммах), которую следует растворить в 150 г раствора с массовой долей этой соли 10% для получения раствора с массовой долей 12%.

Ответ:___________________ г (Запишите число с точностью до десятых.)

В аналогичном формате представлены задания с порядковыми номерами 25 и 26.

Наряду с изменением формата представления некоторых заданий в экзаменационной работе 2016 года проведена корректировка в отношении распределения заданий по уровням сложности и видам проверяемых умений и способов действий. Результатом такой корректировки явились следующие изменения.

В части 1 работы изменён формат двух заданий повышенного уровня сложности (их порядковые номера 34 и 35), которые проверяют усвоение знаний характерных химических свойств углеводородов и кислородсодержащих органических веществ. В работе 2015 года это были задания «на множественный выбор» и, как показала практика ЕГЭ не в полной мере отвечали критериям, предъявляемым к заданиям повышенного уровня сложности. В работе 2016 года эти задания представлены в формате заданий более сложных и информационно более наполненных – «на установление соответствия между элементами двух множеств». Благодаря этому устранено существовавшее противоречие между содержанием задания и формой его представления. Ниже приведены примеры таких типовых заданий 2015 и 2016 годов.

Пример корректировки уровня сложности заданий с порядковыми номерами 34 и 35.

Фенол реагирует с

Ответ:

Установите соответствие между исходными веществами и продуктами, которые преимущественно образуются при их взаимодействии с бромом.

Ответ: А Б В Г

Ещё одним примером корректировки уровня сложности заданий явилось изменение формы представления задания, ориентированного на проверку усвоения элемента содержания «Химическое равновесие; смещение химического равновесия». Это одно из ключевых понятий в структуре содержательной линии «Химическая реакция» и потому проверка его усвоения должна осуществляться с учётом глубины изучения данного материала в курсе химии. Задания базового уровня сложности, которые в работе 2015 года были ориентированы на проверку этого элемента содержания, не обеспечивали в должной мере выполнения названного выше требования. Поэтому на основе анализа результатов выполнения таких заданий была обоснована целесообразность проверки данного элемента содержания только заданиями повышенного уровня сложности (их порядковый номер в работе - 31).

Задание № 31 (КИМ ЕГЭ 2016 г.)

Установите соответствие между уравнением химической реакции
и направлением смещения химического равновесия при увеличении давления в системе.

УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ НАПРАВЛЕНИЕ СМЕЩЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ
А) N 2(г) + 3H 2(г) 2NH 3(г)
Б) 2Н 2(г) + О 2(г) 2Н 2 О (г)
В) H 2(г) + Cl 2(г) 2НCl (г)
Г) SO 2(г) + Cl 2(г) SO 2 Cl 2(г)
1) смещается в сторону продуктов реакции
2) смещается в сторону исходных веществ
3) практически не смещается
Ответ: А Б В Г

Отметим, что такой подход к совершенствованию КИМ обеспечивает возможности для более объективной и дифференцированной оценки учебных достижений экзаменуемых на разных уровнях. А именно:

· на уровне овладения понятийным аппаратом курса химии, общими закономерностями и методами исследования веществ и реакций;

· на уровне применения знаний по химии в контексте повседневной жизни;

· на уровне развития интеллектуальных умений, позволяющих осмыслить реальные ситуации, использовать свой опыт для получения новых знаний, нахождения и объяснения необходимых решений.

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов
единого государственного экзамена

Демонстрационный вариант представляет собой образец КИМ, составленный в соответствии со спецификацией. На его примере любой будущий участник экзамена и широкая общественность могут ознакомиться с тем, какие задания и в каком количестве включаются в экзаменационную работу, какие правила необходимо соблюдать при выполнении заданий, какие требования предъявляются к записи ответов на задания. Демонстрационный вариант дает возможность ознакомиться с системой оценки выполнения заданий. В его структуре присутствует инструкция по проверке и оцениванию заданий с выбором ответа, с кратким и развернутым ответами. К ней прилагаются ответы на все задания демонстрационного варианта.

При ознакомлении с демонстрационным вариантом КИМ важно иметь в виду, что он не является точной копией какого-либо варианта экзаменационной работы 2015 года, а включает лишь типовые задания, причем, только те, которые уже были использованы на экзамене предыдущих лет и успешно выполнены выпускниками.

Материалы сайта ФИПИ (http://www.fipi.ru)

На сайте ФИПИ размещены следующие нормативные, аналитические, учебно-методические и информационные материалы, которые могут быть использованы при организации учебного процесса и подготовке учащихся к ЕГЭ.

– документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ по химии 2016 года;

– учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом;

– методические письма прошлых лет;

– обучающая компьютерная программа «Эксперт ЕГЭ»;

– тренировочные задания из открытого сегмента федерального банка тестовых материалов;

2. Задания с развернутым ответом в системе контрольных измерительных материалов для единого государственного экзамена
по химии

В системе КИМ ЕГЭ по химии важная роль отведена заданиям с развернутым ответом, которые предусматривают комплексную проверку усвоения на высоком уровне сложности нескольких (двух и более) элементов содержания из различных содержательных блоков курса по общей, неорганической и органической химии.

Проверка выполнения таких заданий может быть осуществлена только путем независимой экспертизы и на основе специально разработанной стандартизированной системы оценивания, позволяющей свести до минимума расхождения в мнениях экспертов по оценке выполнения одной и той же работы.

Создание стандартизированной системы оценивания выполнения заданий с развернутым ответом в рамках единого государственного экзамена по химии предполагало:

– определение основных требований к заданиям данного типа;

– выявление типологии основных элементов содержания и учебной деятельности, проверяемых этими заданиями;

– определение критериев и шкал для оценки выполнения заданий данного типа;

– разработку методики подготовки экспертов, осуществляющих проверку выполнения заданий с развернутым ответом.

Описание методики стандартизированной оценки заданий этого типа, необходимой для обеспечения объективности оценочных процедур ЕГЭ, является основной целью предлагаемых методических рекомендаций.

Назначение и особенности заданий с развернутым ответом

В экзаменационной работе задания с развернутым ответом самые малочисленные (их только 5 в каждом варианте работы). Наряду с тем, что они комплексно проверяют усвоение наиболее сложных элементов содержания из содержательных блоков: «Теоретические основы химии» (содержательная линия «Химическая реакция»), «Методы познания в химии. Химия и жизнь», эти задания ориентированы на проверку умений, отвечающих требованиям образовательного стандарта профильного уровня:

объяснять обусловленность свойств и применения веществ их составом и строением; характер взаимного влияния атомов в молекулах органических соединений; взаимосвязь неорганических и органических веществ; сущность и закономерность протекания изученных типов реакций;

проводить комбинированные расчеты по химическим уравнениям.

Комбинирование проверяемых элементов содержания в заданиях с развернутым ответом осуществляют таким образом, чтобы уже в их условии прослеживалась необходимость: последовательного выполнения нескольких взаимосвязанных действий, выявления причинно-следственных связей между элементами содержания, формулирования ответа в определенной логике и с аргументацией отдельных положений. Отсюда становится очевидным, что выполнение заданий с развернутым ответом требует от выпускника прочных теоретических знаний, а также сформированных умений применять эти знания в различных учебных ситуациях, последовательно и логично выстраивать ответ, делать выводы и заключения, приводить аргументы в пользу высказанной точки зрения и т.п.

Задания с развернутым ответом, предлагаемые в экзаменационной работе, имеют различную степень сложности и предусматривают проверку от 3 до 5 элементов ответа. Каждый отдельный элемент ответа оценивается
в 1 балл, поэтому максимальная оценка верно выполненного задания составляет от 3 до 5 баллов (в зависимости от степени сложности задания). Проверка заданий осуществляется экспертом на основе анализа выполнения задания экзаменуемым и его сопоставления с элементами ответа, предложенными в критериях оценивания задания.

Важно принимать во внимание, что содержание заданий с развернутым ответом во многих случаях может ориентировать экзаменуемых на использование различных способов их выполнения. Это относится, прежде всего, к способам решения расчетных задач. Поэтому указания по оцениванию выполнения заданий следует рассматривать применительно к варианту ответа, предложенному экзаменуемым.

Все перечисленные выше особенности заданий с развернутым ответом позволяют сделать вывод о том, что они предназначены для проверки владения умениями, которые отвечают наиболее высоким требованиям к уровню подготовки выпускников и могут служить эффективным средством дифференцированного оценивания достижений каждого из них.

Основные элементы содержания, проверяемые заданиями с развернутым ответом

При отборе содержания для заданий с развернутым ответом учитывается в первую очередь, какие элементы содержания и умения являются наиболее важными и отвечающими требованиям образовательного стандарта профильного уровня к подготовке выпускников средней (полной) школы. К таким элементам содержания, в частности, были отнесены: реакции окислительно-восстановительные, строение веществ, взаимное влияние атомов в молекулах, механизмы протекания реакций в органической химии, генетическая связь между классами неорганических и органических соединений, вычисления по химическим формулам и уравнениям реакций .

При выполнении заданий экзаменуемый должен продемонстрировать понимание сущности единства мира веществ, механизмов протекания реакций, владение умением составлять уравнения реакций, применять знания о свойствах веществ различных классов, особенностях строения веществ и др. Большая роль отведена расчетным задачам по химии. Это объясняется тем, что при их решении необходимо опираться на знания химических свойств соединений, использовать умение составлять уравнения химических реакций, т.е. использовать теоретическую базу и определенные операционно-логические и вычислительные навыки.

В экзаменационной работе используются задания, связанные с выполнением всех видов химических расчетов, которые представлены в учебных программах не только для средней (полной), но и для основной школы (см. приложение 1).

Подход к отбору содержания заданий с развернутым ответом, положительно зарекомендовавший себя в процессе проведения ЕГЭ, сохранен применительно к содержанию экзаменационной работы 2016 г.

Похожие статьи

© 2024 rsrub.ru. О современных технологиях кровли. Строительный портал.