К какому жанру относится эпиграмма. Эпиграмма это примеры

Ценители литературы знают, что в мире поэзии существует много разновидностей стихотворений, способных удовлетворить запрос самого искушенного читателя. Одним из видов поэтического искусства являются короткие, емкие, бьющие точно в цель стихи - эпиграммы.

Возникновение эпиграммы. Значение и определение

Постигая все разнообразие стихотворений, нелишне обратить внимание на небольшие оригинальные стишки и узнать подробнее, что такое эпиграмма. Ее предком и одной из разновидностей принято считать эпитафию. Если рассматривать определение буквально, то в переводе с греческого данное понятие означает «надпись». В Греции было принято набивать различные пометки на подножиях статуй, над входом в храмы и на предметах, которые должны были быть преподнесены богам в качестве жертвоприношения.

Эпиграмма как жанр поэзии представляет собой разновидность сатирической миниатюры, основанный на осмеивании какого-то персонажа или же какого-то социального явления. Стихи всегда наполнены иронией, шуткой, их отличает краткость. Ее возникновение относят к 7-6-му веку до н. э. А в 17-19-м веках Вольтер, Лафонтен, Руссо уже вовсю применяют этот вид поэзии в своем творчестве. В нашей литературе этот жанр появляется в 18-м веке и встречается в сочинениях Богдановича, Ломоносова, Кантемира и других. Особенно уважал этот жанр русский поэт Александр Сумароков, который очень четко дает понять, что такое эпиграмма, сформулировав главные принципы, гласящие, что применение грубостей, бранных слов, злословия просто недопустимы. Эти краткие, тонкие стихи должны помогать в тех случаях, когда все иные формы воспитания, влияния не сработали.

Талантливый человек талантлив во всем...

Признанными гениями эпиграммы в дальнейшем ее развитии становятся, конечно же, Пушкин, Вяземский, Баратынский, Дмитриев.

В советский период Владимир Маяковский, Самуил Маршак, Демьян Бедный, другие поэты также применяют этот жанр короткого стихотворения в своем творчестве. Например, очень интересны короткие, остроумные эпиграммы Маршака, который, кстати, написал целую книгу под названием «Лирические эпиграммы».

Современная эпиграмма

Что такое эпиграмма, в чем ее особенность - данными вопросами задавались и продолжают задаваться и в наше время. Эти небольшие произведения, пожалуй, один из самых живучих стихотворных жанров. Сегодня эпопеи, оды, элегии непопулярны, а вот эпиграммы все так же существуют, они востребованы, интересны читателю и уместны практически во всех проявлениях нашей жизни.

Мастера эпиграммы в наши дни

Некоторые наши современники особенно удачно использовали данный жанр, например известный поэт, пародист, ведущий телевизионной передачи, некогда очень популярной, «Вокруг смеха» Александр Иванов. Его эпиграммы отличались своей мягкостью, добротой. Сатирики Григорий Горин, Аркадий Арканов тоже охотно включали саркастичные стихи в свое творчество.

Но, конечно же, лидером, мастером эпиграммного жанра с большой буквы в наши дни является всеми нами любимый актер Валентин Иосифович Гафт. Безусловно, в первую очередь мы ценим этого человека за сыгранные роли в кинематографе, театральных постановках, но и его талант в написании этих коротких стишков также признан многими. Этот разносторонне одаренный человек хорошо понимает, что такое эпиграмма, его произведения уже стали просто народным фольклором.

Особенности творчества Гафта

Когда Гафта спросили о том, помнит ли он свое первое произведение в жанре короткого саркастичного стиха, он ответил, что помнит. Первая его эпиграмма родилась абсолютно случайно: в театре на Малой Бронной режиссер Андрей Гончаров, который, кстати, был заядлым грибником, ставил пьесу Г. Боровика. После спектакля, на банкете, Валентин Иосифович вызвался выступить со своим поздравлением режиссеру. Прозвучавшая со сцены эпиграмма Гафта имела большой успех, и актер, собственно, занялся сочинительством надолго.

Однажды Валентин Гафт совместно с одним товарищем решили выпустить тематическую книгу. Когда он впервые открыл ее, то был просто поражен - в сборнике были опубликованы такие эпиграммы Валентина Гафта, которых он никогда и не сочинял. Обидные, некорректные, унизительные стихи, в числе которых было стихотворение про актрису Ирину Муравьеву, например. Актер был очень расстроен. Валентин Иосифович всегда отмечал, что эпиграмма - это признание в короткой форме, очень точное попадание в главное в человеке.

Вообще, эпиграммы Гафта - это очень колкие, но точно отражающие действительность, стихи. И в основном нацеленные на его же коллег, близких знакомых, друзей. Валентин Иосифович посвятил свои произведения Михаилу Козакову, Михаилу Ульянову, Ие Саввиной, Наталье Гундаревой, Ирине Мирошниченко, Олегу Ефремову, Людмиле Гурченко и многим другим известным и талантливым людям. Многие из них, конечно же, обижались, не понимали, отношения между автором и адресатом портились, ухудшались.

Лия Ахеджакова вспоминает о своей обиде на адресованную ей эпиграмму, о том, как она в течение двух лет не общалась с Гафтом, до конца не осознав сути посвящения. На самом же деле в оригинале кардинально все меняют заключительные строки послания великого актера великой актрисе и раскрывают полный хвалебный замысел поэта.

Валентин Иосифович всегда подчеркивает в своих интервью, что обидеть, задеть, принести чувство неловкости никогда не является его задачей при сочинении эпиграмм. Чтобы в этом убедиться, нужно просто перечитать эти поистине уникальные, меткие, узнаваемые стихи Гафта, в которых отражена и подмечена самая суть человека. Сейчас Валентин Иосифович, несмотря на проблемы со здоровьем, продолжает творить. Его часто можно увидеть в числе приглашенных гостей на различных передачах и ток-шоу. Всегда у него припасена парочка свежих эпиграмм "от Гафта", как всегда очень точных, острых и злободневных.

Заключение

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что эпиграмма - это удивительный, редкий жанр, появившийся во времена античности и дошедший до нашего времени. Удовольствие, хорошее настроение, новые впечатления после прочтения этих замечательных стихов обязательно гарантированы всем!

И. Алферовой
Не будет у тебя успеха,
Ведь ты, красавица, не Пьеха.
В постели делай свой успех -
На сцене это делать - грех!
И средь интимнейших утех
Ирина лучше б.... й всех.
Кончай хождение по мукам,
Сыграй с искусством ты разлуку.

Л. Ахеджаковой
Всегда играет одинаково
Актриса Лия Ахеджакова
Великолепно! В самом деле
Всегда играет на пределе.

Н. Белохвостиковой
Вы в "Тегеране-43"
Одна блистали, Натали.
Что там разведчики, шпионы,
Премьеры, президенты и вожди.
Парили Вы! - хоть без короны
И без таланта, Натали.

Т. Беляевой
Какой пассаж! Какая прелесть!
Перед комиссией разделась!
Актрисой стали Вы теперь,
Мой ласковый, рациональный зверь!

Ю. Богатыреву
Богатырь ты, Юра, с виду
И актер душой.
Мы на сцену вместе выйдем
Ты махнешь рукой.
Сколько горьких слез украдкой
По тебе прольют,
Об актерской жизни сладкой
Песенку споют.
Ты играй, моя голубка,
В матушке - Москве,
Если выгонят - завклубом
Будешь на селе.

М. Боярскому
Зачем ты, Миша, так орешь,
Давно ограбленный еврей?
Ты Д"Артаньяна не тревожь,
Он дворянин, а ты - плебей.

Л. Броневому
От славы одуревший
Теперь на все горазд,
Он сам себе завидует
И сам себя продаст.

Э. Быстрицкой
Тебя мы помним по кино,
Нет, не напрасно ты артисткой стала.
Триумф твой прошумел казалось бы давно,
Но вновь таланта искра заблистала.

Е. Васильевой
Когда поддашь - и будет маловато,
Ты не сестру играй, а брата.

Г. Волчек
В ней - толковой совместилось емко
Любовь к искусству и комиссионкам.

З. Высоковскому
А для таких, как ты - пути открыты,
Растет, растет толпа антисемитов.

В. Высоцкому
Ты так велик и так правдив -
Какие мне найти слова?
Мечте своей не изменив
Твоя склонилась голова.
Не может быть двух разных мнений: -
Ты просто наш Советский гений!

Н. Гундаревой
Она играет на пределе,
Все сексуальности в кино.
А весь успех - в роскошном теле
Доступном всем давным давно.

Л. Гурченко
Ей повезло, все знать все мочь,
Хоть водку глушит из стакана.
А карнавальная та ночь
Звездой мигает нам с экрана.
Но всех пока одно тревожит:
Без мата Гурченко не может.

О. Далю
Уходит Даль куда-то в даль,
Не затерятся б вдали,
Не маловажная деталь:
Вы все же Даль, а не Дали!

Т. Дорониной
Клубника в сметане - Доронина Таня.
Другого ты в ней не ищи.
Ляжет в постель иль на
сцене как встанет,
Как будто "Шанели" накапали в щи.

А. Джигарханян
Гораздо меньше на земле армян,
Чем фильмов, где сыграл Джигарханян.

О. Ефремову
Олег! Не век - полвека прожито!
Ты посмотри на рожу-то!

М. Казакову
Неполноценность Мишу гложет,
Он хочет то, чего не может,
И только после грамм двухсот
Он полноценный идиот.
Все знают Мишу Казакова,
Всегда отца, всегда вдовца.
Начала много в нем мужского,
Но нет мужского в нем конца.

А. Каневскому
Хоть Леня дорог самому Эфросу
Размер таланта уступает носу.
Но если Ленин нос рассматривать
отдельно,
Поймем мы, что артист
талантлив беспредельно.

И. Кваша
Артист великий, многогранный
Чего-то взгляд у Вас стеклянный
Быть может это фото-брак?
Но почему хорош пиджак?

С. Коркошко
Мордашка мила у Светланы Коркошко
Таланта немножко у той же Коркошко.

К. Лаврову
Твоя фамилия - Лавров.
Я лавры дать тебе готов,
За то, что ты живешь на сцене
И на экране как актер.
Продолжу старый разговор:
Нельзя опять остановиться,
С триумфом ждет тебя столица.

В. Лановому
Не может ведь ни "бе" ни "ме",
Хотя читаешь Мериме.
Зато в кино на "Офицеры"
Народ валит, как на премьеру.
А что твориться, боже мой!
В кино играет Лановой -
Он голубой герой-любовник
То лейтенант, майор, полковник,
Минут десяток поиграл
И вот он полный генерал.

Е. Леонову
Иду по школьному двору
И слышу за спиной:
Леоновское - "Пасть порву"!
Гляжу - кричит другой.
Давным давно, с тех самых пор
Вошли слова твои в фольклор.

А. Мягкову
Не будь "иронии" в судьбе,
Мы б и не узнали о тебе.

А. Миронову, М. Державину, А. Ширвиндту
А зря, собаку не считали,
Вам всем бы брать с нее пример.
Вы, чудаки, не замечали,
Что рядом умный фокстерьер.
Нет, братцы, вы не англичане,
Скажу об этом прямо вам.
Джером, как это ни печально,
Лишь фокстерьеру по зубам.

И. Мирошниченко

В конском черепе у дамы
Слышится змеи шипение,
А на "кинопанораме"
Это приняли за пение.
Играешь ты на сцене МХАТа
И постоянно спишь с женатым
И дочь - не ясно от кого?!
Имей же мужа своего!
Сними с чела снобизм и негу
Не продавай себя Олегу!

Михалковым
Россия! Чуешь этот странный зуд?!
Три Михалкова по тебе ползут!

И. Муравьевой
В искусстве для тебя теперь
раскрыты двери
И зря твердит молва:
"Москва слезам не верит".
Сыграла Ира очень натурально.
Еще чуть-чуть и будет гениально.

Ю. Никулину
Он - странный. Будешь странным тоже,
Коль странность у тебя на роже.
Но иногда бывает так:
И очень странный и дурак.

Р. Нифонтовой
Сейчас на сцене ты наводишь скуку,
А вспомни, было ведь когда-то
Твое "хождение по мукам"
Как ты сыграла! - и без блата.

М. Ножкину
На шпагах драться из-за дамы?! -
Зачем такая карусель?
А ты на даму - эпиграмму,
Коль не легла к тебе в постель.

С. Пенькиной
Зачем на сцену ты попала?
Уж лучше б Ножкина ласкала.
Теперь тебе осталось впору
Любить любого режиссера.

Е. Прокловой
Девчонкою запомнилась в кино,
Пришла к тебе известность очень рано.
Хоть женщиною стала ты давно,
Нас постоянно радуешь с экрана.

И. Саввиной
Все это правда, а не враки,
И вовсе не шизофрения:
В Крыму гуляли две собаки -
Поменьше - шпиц, побольше - Ия.

И. Смоктуновскому
Нет, он совсем не полоумный,
С театра в театр неся свой крест.
Всегда выигрывает в сумме
От этой перемены мест.

О. Табакову
Чеканна поступь. Речь тверда
У Лелика, у Табакова.
Горит, горит его звезда
На пиджаке у Михалкова.

"Трем мушкетерам"
Пока-пока-покакали
На старого Дюма.
Нигде еще не видели
Подобного дерьма.

Н. Ургант
Любить тебя должны за то:
За "Белорусский твой вокзал"
За песню лучшую в кино!
Я потрясен! Я все сказал!

Н. Фатеевой
Уверен! Вы запели зря.
Вам мало разговорной речи.
О Вас и так у говорят...
Вам нечего сказать и нечем.

И. Чуриковой
Вы доказали, и давно,
Что может некрасивая артистка
Блистать и в театре, и в кино,
И далеко, и очень близко.

ЭпигрАмма - это небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.

Буквально с греческого это слово означает надпись, это - стихотворная или прозаическая краткая надпись, объяснявшая значение памятника, здания или предмета, посвященного богам. Греки издавна очень любили выбивать или выцарапывать надписи на вещах, приносимых в жертву богам. В древнем мире вещи (щиты, вазы, треножники, орудия труда и т. п.) часто говорят от первого лица: "Меня пожертвовали, меня посвятили". Или «Я - сеть старого рыбака...", "Я - кувшин...", "Я - олимпийский венок..." - множество предметов в храме таким образом обращается к посетителю с помощью эпиграммы. Очень скоро эпиграммы начали писать в стихах.

Одной из разновидностей эпиграммы были эпитафии - надгробные надписи. Их писали гекзаметром или элегическим дистихом. Известна эпитафия трагика Эсхила, сочиненная для себя самого:

«Евфорионова сына, Эсхила Афинского кости
Кроет собою земля Гелы, богатой зерном;
Мужество помнят его Марафонская роща и племя
Длинноволосых мидян, в битве узнавших его».

Позже стали появляться эпиграммы на разные темы. Например, эпиграмма, приписываемая Платону, прославляла поэтессу Сапфо:

«Девять считается Муз. Но их больше: ведь Музою стала
И лесбиянка Сафо. С нею их десять теперь».

Эта эпиграмма уже не надпись на приносимой в жертву вещи или на могиле, она может быть представлена только как надпись на полях книги, как мнение, высказанное в кругу друзей при обсуждении творчества поэтессы или как уважительная и лаконичная мысль в произведении по вопросам поэзии. Так эпиграмма понемногу становится собственностью литературы. Когда писатели эллинистического времени обратили внимание на сочинения малой формы, оказалось, что эпиграмма подходит для выражения принципиальных установок или чувств, самых разнообразных минутных настроений автора. С этого времени она становится литературным жанром - ЭПИГРАММА.

Авторы литературных эпиграмм сохраняли большинство ее традиционных черт, иногда они оставляли согражданам несколько строф по случаю окончания какого-либо жизненного этапа, например, Феокрит написал буколическую эпиграмму на такую тему:

«С белою кожею Дафнис, который на славной свирели
Песни пастушьи играл, Пану приносит дары:
Ствол тростника просверленный, копье заостренное, посох,
Шкуру оленью, суму, - яблоки в ней он носил».

У римлян эпиграммами назывались краткие стихотворения, которые имели характер язвительной насмешки. В русской поэзии писали уже сатирические эпиграммы, а также оригинальные переложения древних:эпиграммы А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова, Н.М. Карамзина и его последователей - В.А. Жуковского. Постепенно эпиграмма приобретала салонный характер и сближалась с разновидностями альбомных стихов.

В 19 веке эпиграммы выступали не только средством обличения пороков и человеческих слабостей, но орудием литературной и общественно-политической борьбы. Среди выдающихся эпиграмматистов того времени - А.С. Пушкин, С.А. Соболевский, Е.А. Баратынский, П.А. Вяземский.

А.С. Пушкину, например, принадлежат как сатирические эпиграммы (на А.А. Аракчеева, Ф.В. Булгарина, А.Н. Голицына), так и эпиграммы, продолжающие древнегреческую традицию («Движение», «Любопытный»).

А.С. Пушкин На М.С. Воронцова:

«Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.

А.С. Пушкин. На Дондукова-Корсакова:

«В Академии наук
Заседает князь Дундук.
Говорят, не подобает
Дундуку такая честь;
Почему ж он заседает?
Потому что есть чем сесть»

К середине 19 века эпиграмма традиционного типа отступает на второй план, а сатирическая злободневная эпиграмма переживает подъём (В.С. Курочкин, Д.Д. Минаев, М.Л. Михайлов, Н.А. Некрасов). Эпиграммы писались многими другими выдающимися (Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.Н. Апухтин), единичные эпиграммы написаны некоторыми прозаиками (Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков).

В советской поэзии к эпиграмме обращались В.В. Маяковский, Демьян Бедный, А.Г. Архангельский, С.Я. Маршак и многие другие поэты.

Итак, обобщим сказанное: эпиграмма - это:
1) жанр античной лирики; короткое стихотворение, написанное элегическим дистихом. В них присутствует парадоксальная по сути и афористичная финальная сентенция, которую позднее назовут пуантом. Характерный образец этого жанра в русской литературе – эпиграмма В.Л. Пушкина:

«Змея ужалила Маркела.
- Он умер? – Нет,
змея, напротив, околела!».

2) В 19–20 вв., эпиграмма - это короткое сатирическое стихотворение, откликающееся каламбуром на злободневную тему. Для эпиграмм этого вида пуант становится обязательным. Напомню, ПУАНТ (фр. - остриё) - многозначное слово, заключительная фраза или часть фразы, шутки или загадки.

Известны два типа эпиграмм: простой и сложный. ПРОСТЫЕ ЭПИГРАММЫ содержат только тезис, СЛОЖНЫЕ состоят вступления и заключения. Простые излагают факт или происшествие, а сложные содержат остроумное и меткое заключение.
Остроумные эпиграммы – это те, в которых имеется краткое, но сильное и выразительное заключение - острое, возбуждающее мысль и неожиданное, как удар.

Правило об остроумном заключении в эпиграмме (и не только в ней) было сформулировано немецким теоретиком литературы Мартином Опицем: «…остроумие… особенно проявляется в заключении, которое должно быть каждый раз иным, нежели мы ожидаем: в этом, прежде всего, и состоит остроумие».

В немецкой литературе под эпиграммой понималось краткое стихотворение, в котором остроумным заключением разрешалось некоторое ожидание, возбужденное в начале стихотворения. Главною особенностью эпиграммы стал ее характер быстрой, остроумной, язвительной насмешки. С этим характером эпиграмма перешла и в русскую литературу.

Русская эпиграмма чаще была обращена не к политической сфере, а являлась орудием борьбы в литературном мире. В качестве примера - несколько эпиграмм на тему поэзии моего любимого писателя - С.Я. Маршака:

Немало книжек выпущено мной,
Но все они умчались, точно птицы.
И я остался автором одной
Последней, недописанной страницы.
<1964>
За несколько шагов до водопада
Еще не знал катящийся поток,
С каких высот ему сорваться надо...
И ты готовься совершить прыжок.
<1962>
Нужна ли рифма, например?
Ведь нет же рифмы у Гомера.
А для чего стихам размер?
Пожалуй, можно без размера.
Стихам не нужно запятых.
Им ни к чему тире и точки.
Не упразднить ли самый стих?
Но как считать мы будем строчки?
<1964>
Человек ходил на четырех,
Но его понятливые внуки
Отказались от передних ног,
Постепенно превратив их в руки.
Ни один из нас бы не взлетел,
Покидая землю, в поднебесье,
Если б отказаться не хотел
От запасов лишних равновесья.
<1962>
Власть безграничная природы
Нам потому не тяжела,
Что чувство видимой свободы
Она живущему дала.
<1964>
Как вежлив ты в покое и в тепле.
Но будешь ли таким во время давки
На поврежденном бурей корабле
Или в толпе у керосинной лавки?
<1964>
Без музыки не может жить Парнас.
Но музыка в твоем стихотворенье
Так вылезла наружу, напоказ,
Как сахар прошлогоднего варенья.
<1964>
«О чем твои стихи?» - Не знаю, брат.
Ты их прочти, коли придет охота.
Стихи живые сами говорят,
И не о чем-то говорят, а что-то».
<1964>

А теперь давайте разберемся с практическим и очень важным для нас вопросом: как написать эпиграмму самому и каким должно быть это маленькое стихотворение, чтобы его можно было бы назвать эпиграммой? Ответ на это дает А.С. Пушкин в своем романе «Евгений Онегин»:

«Приятно дерзкой эпиграммой
Взбесить оплошного врага;
Приятно зреть, как он упрямо
Склонив бодливые рога,
Невольно в зеркало глядится
И узнавать себя стыдится»

Пушкин, кстати, был не только гениальным писателем, но и непревзойденным эпиграмматистом. Он сумел превратить данную малую стихотворную форму в элегантное оружие словесной дуэли и сделал эпиграмму одним из любимейших жанров русской поэзии.

Написание эпиграмм является прекрасной тренировкой творческих способностей. В несколько рифмованных строк автор должен суметь уместить очень многое, ведь эта САТИРИЧЕСКАЯ МИНИАТЮРА является ЗАКОНЧЕННЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ С ЗАВЯЗКОЙ, КУЛЬМИНАЦИЕЙ И ОШЕЛОМЛЯЮЩЕЙ РАЗВЯЗКОЙ. Именно в этом жанре особенно важно придерживаться требования: главное не о ком, а как. Не случайно многие авторы считают эпиграмму квинтэссенцией поэзии.

По-настоящему талантливые эпиграммы объединяют в себе несколько характерных черт. Они:
- злободневны;
- обладают меткостью и законченностью суждения;
- предельно конкретны и не касаются так называемых «вечных» вопросов.

Начало эпиграммы должно быть просто и ясно, главная ее цель – возбудить любопытство читателя.

По форме хорошие эпиграммы максимально сжаты и отличаются внезапным поворотом сюжета. Структура их строится следующим образом: первые два стиха развивают тему в одном направлении, следующие – поворачивают сюжет в обратную сторону. Причем таких поворотов может быть сразу несколько. И, наконец, последняя строка раскрывает смысл эпиграммы.

Вершиной мастерства считается, когда истинный смысл открывается читателю не в строке, а в последнем слове (в сонетах этот прием называют «замком сонета»)

В качестве словесной отделки в эпиграммах применятся:

Перифраз (троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких, иносказательное выражение, напр. например, «ночное светило» = «луна» или «Люблю тебя, Петра творенье!» = «Люблю тебя, Санкт-Петербург!»);

Каламбур (литературный приём с использованием в одном контексте разных значений одного слова или разных слов или словосочетаний, сходных по звучанию. Эффект каламбура, обычно комический (юмористический), заключается в контрасте между смыслом одинаково звучащих слов)

Сравнение (троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку),

Реминисценция (образы литературы в литературе, цитата, точная или неточная; «закавыченная» или остающаяся неявной, подтекстовой);

Другие средства.

При создании эпиграммы на известного человека стоит обращать внимание на следующие моменты:

1. Важно определить наиболее яркие особенности, качества и черты характера, свойственные человеку, на которого пишется эпиграмма. Эти особенности должны быть заметны не только вам, но и всем окружающим. Эпиграмма сродни рисованному шаржу – недостатки преувеличены, но объект при этом легко узнаваем.

2. Эпиграмма может быть написана не только на человека, но и на какое-то событие в его жизни, например, получение несоответствующей умениям должности или очередному провалу на экзаменах.

3. Три главные составляющие, на которых держится хорошая эпиграмма – злободневность, краткость, рифма.

4. Прежде, чем писать эпиграмму, полезно решить, какие художественные приемы вы будете использовать. Сатирический диапазон велик – от изящной шутки и меткой насмешки до гротескной сатиры.

Таким образом, эпиграммы бывают самыми разными: и грустными, и веселыми, и серьезными, и смешными. Разнообразна и их форма, но более всего распространены два типа:
- или в начале стихотворения поэт высказывает основной тезис, а остальные строчки его иллюстрируют, расширяют и т. п.,
- или первые строчки - это как бы экспозиция, а последняя строчка или двустишие раскрывают суть.

Эти короткие стихотворения всегда привлекали поэтов потому, что мысль в них должна была излагаться ясно, но сжато: прекрасная возможность продемонстрировать свое владение поэтической техникой.

В заключение, в качестве примера современных эпиграмм на известных людей нашего времени, приведу эпиграммы Валентина Гафта:

Александру Абдулову

Ходит Саша гусаком
Из Ленкома да в Ленком,
Презирая все интриги.
Все, кто писал кипятком,
Нынче чешут языком,
А иные пишут книги.

Ольге Аросевой

Как обаятельно чудачество,
Когда таланта очень много.
На сцене верит в обстоятельства,
А в жизни верит только в Бога.

Лии Ахеджаковой

Нет, совсем не одинаково
Всё играет Ахеджакова,
Но доходит не до всякого
То, что всё неодинаково.

Наталье Белохвостиковой

Вы в "Тегеране-43"
Одна блистали, Натали.
Что там разведчики, шпионы,
Премьеры, президенты и вожди.
Парили Вы! – хоть без короны
И без таланта, Натали.

Михаилу Боярскому

Зачем ты, Миша, так орешь,
Словно ограбленный еврей?
Ты Д"Артаньяна не тревожь,
Он дворянин, а ты – плебей.

Леониду Броневому

От славы одуревший
Теперь на все горазд,
Он сам себе завидует
И сам себя продаст.

Леониду Быкову (киноартисту и кинорежиссеру)

Он знал, что будет так
И до конца был крепок,
Спасая правду от липучей лжи,
Он стал снимать кино,
Снимая жизни слепок
Прикосновением души.

Ролану Быкову

Ему бы в сборную по баскетболу,
Какой-то чёрт сидит в нём, бес,
Всего-то два вершка от полу,
А звёзды достаёт с небес.
_________________________________

Эпиграммы на известных людей Самуила Маршака:

Вильяму Шекспиру

Старик Шекспир не сразу стал Шекспиром,
Не сразу он из ряда вышел вон.
Века прошли, пока он целым миром
Был в звание Шекспира возведен.
<1962>

Эпитафия самомусебе

Жил на свете Маршак Самуил.
Он курил, и курил, и курил.
Всё курил и курил он табак.
Так и умер писатель Маршак.
<1957(?)>

К.И. Чуковскому

Вижу: Чуковского мне не догнать.
Пусть небеса нас рассудят!
Было Чуковскому семьдесят пять,
Скоро мне столько же будет.

Глядь, от меня ускакал он опять,
Снова готов к юбилею...
Если мне стукнет тысяча пять,
Тысяча десять - Корнею!
<Между 1959 и 1962>

Считаются образцом классической литературы, и с ранних лет читатели заучивают наизусть строки о «гении чистой красоты», «дне чудесном» и «голубке дряхлой», однако лиричность и высокий стиль - не совсем то, что отличает его поэзию от текстов других авторов. Часто Пушкин - хулиган, сатирик и эксцентрик, писавший едкие, а порой злые и не совсем приличные эпиграммы.

Мы выбрали 20 из них:

Моя эпитафия

Здесь Пушкин погребен; он с музой молодою,
С любовью, леностью провел веселый век.
Не делал доброго, однако ж был душою,
Ей-богу, добрый человек.

Пучкова, право, не смешна:
Пером содействует она
Благотворительным газет недельных видам,
Хоть в смех читателям, да в пользу инвалидам.

«Послушайте: я сказку вам начну
Про Игоря и про его жену,
Про Новгород и Царство Золотое,
А может быть про Грозного царя...» -
И, бабушка, затеяла пустое!
Докончи нам «Илью-богатыря».

Всё пленяет нас в Эсфири:
Упоительная речь,
Поступь важная в порфире,
Кудри черные до плеч,
Голос нежный, взор любови,
Набеленная рука,
Размалеванные брови
И огромная нога!

Всей России притеснитель,
Губернаторов мучитель
И Совета он учитель,
А царю он - друг и брат.
Полон злобы, полон мести,
Без ума, без чувств, без чести,
Кто ж он? Преданный без лести,
грошевой солдат.

Эпиграмма

Лечись - иль быть тебе Панглосом,
Ты жертва вредной красоты -
И то-то, братец, будешь с носом,
Когда без носа будешь ты.

Иной имел мою Аглаю
За свой мундир и черный ус,
Другой за деньги - понимаю,
Другой за то, что был француз,
Клеон - умом ее стращая,
Дамис - за то, что нежно пел.
Скажи теперь, мой друг Аглая.
За что твой муж тебя имел?

Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.

Воспитанный под барабаном,
Наш царь лихим был капитаном:
Под Австерлицем он бежал,
В двенадцатом году дрожал,
Зато был фрунтовой профессор!
Но фрунт герою надоел -
Теперь коллежский он асессор
По части иностранных дел!

На К. Дембровского

Когда смотрюсь я в зеркала,
То вижу, кажется, Эзопа,
Но стань Дембровский у стекла,
Так вдруг покажется там жопа.

(Из антологии)

Лук звенит, стрела трепещет,
И клубясь издох Пифон;
И твой лик победой блещет,
Бельведерский Аполлон!
Кто ж вступился за Пифона,
Кто разбил твой истукан? Ты, соперник Аполлона, Бельведерский Митрофан.

Эпиграмма

Там, где древний Кочерговский
Над Ролленем опочил,
Дней новейших Тредьяковский
Колдовал и ворожил:
Дурень, к солнцу став спиною,
Под холодный Вестник свой
Прыскал мертвою водою,
Прыскал ижицу живой.

Эпиграмма

Не то беда, Авдей Флюгарин,
Что родом ты не русский барин,
Что на Парнасе ты цыган,
Что в свете ты Видок Фиглярин:
Беда, что скучен твой роман.

В Академии наук
Заседает князь Дундук.
Говорят, не подобает
Дундуку такая честь;
Почему ж он заседает?
Потому что есть.

Угрюмых тройка есть певцов -
Шихматов, Шаховской, Шишков,
Уму есть тройка супостатов -
Шишков наш, Шаховской, Шихматов,
Но кто глупей из тройки злой?
Шишков, Шихматов, Шаховской!

Аптеку позабудь ты для венков лавровых
И не мори больных, но усыпляй здоровых.

Когда б писать ты начал сдуру,
Тогда б наверно ты пролез
Сквозь нашу тесную цензуру,
Как внидишь в царствие небес.

Нет ни в чем вам благодати;
С счастием у вас разлад;
И прекрасны вы некстати
И умны вы невпопад.

История стихотворца

Внимает он привычным ухом Свист;
Марает он единым духом Лист;
Потом всему терзает свету Слух;
Потом печатает - и в Лету Бух!

Ex ungue leonem

Недавно я стихами как-то свистнул
И выдал их без подписи моей;
Журнальный шут о них статейку тиснул,
Без подписи пустив ее, злодей.
Но что ж? Ни мне, ни площадному шуту
Не удалось прикрыть своих показ:
Он по когтям узнал меня в минуту,
Я по ушам узнал его как раз.

Эпиграмма

Эпигра́мма

(греч. epigramma – надпись), 1) жанр античной антологической лирики; короткое стихотворение, написанное элегическим дистихом . Античные образцы разнообразны по стилю, тематике и функциям (любовные послания, эпитафии, и т. д.). Вершина развития жанра – в римской поэзии 1 в. н. э. В эпиграммах этого периода появляется парадоксальная по сути и афористичная финальная сентенция, которую позднее назовут пуантом. Антологическим стихам будут подражать поэты латинского Средневековья, классицисты и ранние романтики. Характерный образец этого жанра в русской литературе – эпиграмма В. Л. Пушкина: «Змея ужалила Маркела. / „Он умер?“ – Нет, змея, напротив, околела».
2) В 19–20 вв., короткое сатирическое стихотворение, откликающееся каламбуром на злободневную тему. Для эпиграмм этого вида пуант становится обязательным. Типичные примеры – эпиграммы А. С. Пушкина , Д. Д. Минаева , С. Я. Маршака .

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Эпиграмма

ЭПИГРАММА - буквально с греческого: надпись - стихотворная или прозаическая краткая надпись, объяснявшая значение памятника, здания, предмета, посвященного богам. У римлян эпиграммами назывались краткие стихотворения, которым Каттул и Марциалл придали характер язвительной насмешки, что перешло и в новые литературы. В немецкой литературе разумелось под эпиграммой (у Лессинга) краткое стихотворение, в котором остроумным заключением разрешалось некоторое ожидание, возбужденное в начале стихотворения (примеры у Гете и Шиллера), но главною особенностью эпиграммы стал ее характер быстрой, остроумной, язвительной насмешки. От французской литературы, где в XVII и XVIII в.в. расцвела эпиграмма (Пирон, Буало, Расин, Вольтер и др.), эпиграмма с этим характером перешла и в русскую литературу. Развитие этого жанра, несомненно, было у нас задержано политическим гнетом, в свободной борьбе с которым сатира и насмешливая эпиграмма всегда были сильным орудием. Русская эпиграмма чаще была обращена не к политической сфере, а являлась орудием борьбы в литературном мире. Образцы эпиграмм XVIII в. страдают еще большой тяжеловесностью. Писали эпиграммы многие поэты, как XVIII, так и XIX в. Только в руках Пушкина она становится живою и сильною. С ним соперничает Лермонтов. Современники очень ценили эпиграммы признанных остроумцев - кн. П. Вяземского, Тютчева и Соболевского. Популярный в 20-е и 30-е г.г. «Дом сумасшедших» Воейкова представляет собрание эпиграмм на литературных деятелей. С шестидесятых годов заявили себя эпиграммами ловкий версификатор Д. Минаев, Щербина, Н. В. Алмазов и некоторые другие. В более близкое к нам время очень известны были эпиграммы философа-поэта Влад. Соловьева.

В. Ч. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Синонимы :

Смотреть что такое "эпиграмма" в других словарях:

    - (греч. надпись, от epi над и grapho пишу). 1) у древних греков надписи на памятниках и краткие остроумные стихотворения. 2) у римлян и в наше время, стихотворения сатирического и насмешливого содержания. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

    Эпиграмма - ЭПИГРАММА буквально с греческого: надпись стихотворная или прозаическая краткая надпись, объяснявшая значение памятника, здания, предмета, посвященного богам. У римлян эпиграммами назывались краткие стихотворения, которым Каттул и Марциалл… … Словарь литературных терминов

    - (иноск.) колкая насмѣшка (намекъ на краткія сочиненія, въ видѣ надписей, называемыя эпиграммами). Ср. Имѣлъ онъ счастливый талантъ... Коснуться до всего слегка... И возбуждать улыбку дамъ Огнемъ нежданныхъ эпиграммъ. А. С. Пушкинъ. Евг. Онѣгинъ.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    эпиграмма - ы, ж. épigramme, нем. Epigramm < epigramma <гр. 1. Один из видов сатирической поэзии, представляющий собой небольшое стихотворение, обычно высмеивающее какое л. лицо; отдельное произведение такого вида поэзии. БАС 1.[ Критициодиус:] На… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    См. насмешка... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. эпиграмма изречение, насмешка; стихотворение, бонмо, острота, сатира Словарь русских синон … Словарь синонимов

    эпиграмма - злая (Сологуб); мрачная (Пушкин); насмешливо злая (Сологуб); сардоническая (Гоголь); едкая (Чехов); «Окогченная летунья эпиграмма хохотунья, эпиграмма егоза. трется, вьется средь народа» (Баратынский) Эпитеты литературной русской речи. М:… … Словарь эпитетов

    Современная энциклопедия

    - (греч. epigramma букв. надпись), короткое сатирическое стихотворение, традиционный жанр поэзии классицизма (Вольтер), повлиявший и на позднейшую сатирическую поэзию (эпиграммы у А.С. Пушкина). В античной поэзии стихотворение произвольного… … Большой Энциклопедический словарь

    ЭПИГРАММА, эпиграммы, жен. (греч. epigramma надпись) (книжн.). 1. У древних греков надпись в прозе или в стихах на надгробном памятнике, на общественном здании и т.п. (ист., лит.). 2. В античной поэзии небольшое стихотворение, написанное… … Толковый словарь Ушакова

    Жен., греч. краткое стихотворенье, с основою острой или колкой мысли. У нас эпиграмма приняла вид колкой насмешки. матический, к ней относящийся тист, сочинитель эпиграмм. Эпиграф муж. изреченье, которое писатель, как значок или знамя, выставляет … Толковый словарь Даля

    Эпиграмма - (греческое epigramma, буквально надпись), короткое сатирическое стихотворение, традиционный жанр поэзии классицизма (Вольтер), повлиявший и на позднейшую сатирическую поэзию (эпиграммы А.С. Пушкина на Ф.В. Булгарина). В античной поэзии короткое… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Эпиграмма и сатира. Из истории литературной борьбы XIX века. Том 2 , . Настоящий - второй том - охватывает литера­туру 40-70-х годов. С 80-х начинается новая литература: общественную сатиру сменяет бытовая юмористика «Оскол­ков», «Стрекозы», Антоши Чехонте. Этот…
Похожие статьи

© 2024 rsrub.ru. О современных технологиях кровли. Строительный портал.