Алтайская семья языков народы. III

Предлагаю вам ознакомиться с интересной информацией о могучей алтайской семье.

Народы алтайской семьи составляют вторую по численности группу населения страны. В России представлены все пять её групп: тюркская, тунгусо-маньчжурская, а так же монгольская, корейская и японская. Самая многочисленная (свыше 8% населения) – тюркская, объединяющая чувашей (язык которых выделяется в особую подгруппу тюркских языков), татар (в т.ч. сибирских и астраханских татар, а также кряшен, включённых переписью в состав татар, но многими исследователями выделяемых в отдельный народ), нагайбаков, башкир, казахов, ногайцев, кумыков, карачаевцев, балкарцев, крымских татар, крымчаков, караимов, азербайджанцев, турок и турок-месхетинцев, туркмен, узбеков, киргизов, алтайцев, теленгитов, телеутов, тубаларов, кумандинцев, челканцев, чулымцев, шорцев, хакасов, тувинцев (включая тувинцев-тоджинцев), тофаларов, якутов, долган.

Самым многочисленным тюркским народом и вторым по численности народом страны являются татары, живущие в Поволжье (прежде всего в Татарии), на Урале, в Западной Сибири (сибирские татары) и в крупных городах (Москва, С.-Петербург). Компактную группу образуют астраханские татары в Нижнем Поволжье. В состав татар прежде включали нагайбаков Челябинской обл. Чуваши — четвёртый по численности народ России – сосредоточены в основном в Чувашии, где образуют большинство населения. Башкиры, занимающие пятое место по численности, сосредоточены преимущественно в своей республике. Казахи расселены в смежных с Казахстаном областях России, особенно в Астраханской, Оренбургской и Омской областях.

На Северном Кавказе живут ногайцы (Дагестан, Карачаево-Черкесия и Ставропольский край), кумыки (Дагестан) и говорящие на одном карачаево-балкарском языке карачаевцы (Карачаево-Черкесия) и балкарцы (Кабардино-Балкария). К северокавказским тюркам по языку близки крымские татары, крымчаки (крымские евреи) и караимы, обитавшие прежде в основном в Крыму, но ныне живущие и во многих др. регионах. Азербайджанцы в России образуют компактную группу на юге Дагестана; в последние годы в Москву и др. города РФ прибыло много мигрантов из Азербайджана, и численность азербайджанцев возросла почти вдвое. Турки-месхетинцы проживают гл. обр. в Краснодарском и Ставропольском краях.

Рассеянное расселение характерно для туркмен (в Ставропольском крае имеется их компактная группа — трухмены), узбеков, киргизов, которые не против. Тюркские народы Алтая и примыкающих к нему районов — алтайцев, теленгитов, телеутов, тубаларов, кумандинцев и челканцев – объединяли в единый народ; чулымцев, живущих в Томской области и Красноярском крае, ранее включали в состав татар или хакасов. Другие тюркские народы Южной Сибири: шорцы в Кемеровской обл., хакасы в Хакасии, тувинцы в Туве (включая северо-восточную группу тувинцев-тоджинцев), тофалары в Иркутской обл., сойоты в Бурятии (перешедшие на бурятский язык, вследствие чего в предыдущих переписях включали в состав бурят. Дальше всех к северу из тюркских народов живут якуты в Якутии и долганы в Таймырском (Далгано-Ненецком) автономном округе.

К народам монгольской группы в России относятся калмыки, живущие в основном в Калмыкни, буряты в Бурятии, Агинско-Бурятском, Усть-Ордынском Бурятском автономных округах и монголы, наиболее заметная группа которых имеется в Иркутской области.

Еще в тех краях (в Восточной Сибири, частично на Дальнем Востоке) проживают малочисленные народы тунгусо-маньчжурской группы: эвенки, ульчи, нанайцы, орочи, ороки, удэгейцы и, условно, тазы. Наиболее широко из них расселены эвенки, живущие в осн. в Якутии, а также в Хабаровском крае, Эвенкийском автонономном окр., Бурятии, Амурской обл. и др.

Большинство эвенов живёт Якутии, но встречаются и в Магаданской области, Хабаровском крае, Чукотском автономном окр. Нанайцы, негидальцы, ульчи, удэгейцы живут в Приморском и Хабаровском краях, ульта – на Сахалине. Тазы, живущие в основном в селе Михаиловка в Приморском крае и по происхождению связанные с нанайцами удэгейцами, ныне говорят по-русски, а также по-китайски. На Дальнем живут также представители других групп алтайской семьи: корейцы на Сахалине, в Приморском и Хабаровском краях.

Между этими языковыми группами. Некоторые лингвисты считают, что обе теории равновесны; их называют «скептиками» .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Nature & Culture in Altai language

Субтитры

Внутренняя классификация

По наиболее распространённой точке зрения алтайская семья включает тюркские языки , монгольские языки , тунгусо-маньчжурские языки , в максимальном варианте также корейский язык и японо-рюкюские языки (родство с двумя последними группами спорно).

Внешнее родство

В рамках одного из подходов современной макрокомпаративистики алтайская семья включается в ностратическую макросемью . Данная позиция, однако, была подвергнута критике различными специалистами, считается весьма спорной и её выводы не принимаются многими компаративистами , которые рассматривают теорию ностратических языков либо как, в худшем случае, полностью ошибочную или как, в лучшем случае, просто неубедительную . На первых порах алтайские и уральские языки считались родственными. В настоящее время учёные отошли от этого представления, лишь некоторые из них (Д.Немет , М.Рясянен , Б.Коллиндер) допускают объяснение лексических параллелей в уральских и алтайских языках их родством .

Грамматическая характеристика праязыка и его развитие

Фонология

Примечания

  1. Кормушин И.В. Алтайские языки. // Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. В. Н. Ярцева. 1990.
  2. Georg et al.  1999: 73-74
  3. Altaic languages (неопр.) . Британская энциклопедия .
  4. Interactive Maps The Altaic Family from The Tower of Babel
  5. Языки мира. Тюркские языки (1996). С.7
  6. Georg et al . 1999: 81
  7. 2006. «Methodological Observations on Some Recent Studies of the Early Ethnolinguistic History of Korea and Vicinity.» Altai Hakpo 2006, 16: 199-234.
  8. Alexander Vovin, 2005. «Koguryǒ and Paekche: Different Languages or Dialects of Old Korean?» Journal of Inner and East Asian Studies , 2005, Vol. 2-2: 108-140.

Алтайская языковая семья - макросемья языков, на которых говорят разные народы, проживающие в западной, центральной и северной Азии, а также в Восточной Европе. На 39 алтайских языках говорят в общей сложности ок. 200 млн. человек. Макросемья включает в себя три обыкновенно выделяемых семьи: тунгусо-маньчжурскую (9 языков, менее 200 тыс. носителей), монгольскую (8 языков, ок. 6 млн. носителей) и тюркскую (21 язык, ок. 115 млн. носителей). В настоящее время доказана также принадлежность к алтайской семье корейского и японского языков. Алтайская языковая семья входит в ностратическую макросемью, внутри которой характеризуется особой близостью к уральской и дравидийской семьям.

Возникновение научной алтаистики связано с именами Б. Я. Владимирцова, Г. Й. Рамстедта и Н. Н. Поппе. Г. Рамстедт обосновал родство не только тюркских, монгольских и тунгусо-маньчжурских языков, но и корейского. Впоследствии Р. Миллер выдвинул, а С. А. Старостин окончательно обосновал принадлежность к той же семье японского языка. Ряд исследователей (Г. Д. Санжеев, А. М. Щербак, Дж. Клоусон, А. Рона-Таш, А. Вовин, C. Георг, Г. Дёрфер, Ю. Янхунен, В. Л. Котвич, Д. Немет, Л. Лигети, Д. Синор) считают родство алтайских языков недоказанным, отрицают прежнюю теорию единого алтайского праязыка, внешнее родство тюркских, монгольских и тунгусских языков объясняют на основе их схождения (сближения), а не расхождения из одного корня, оставляя за алтайской общностью лишь ареальный и типологический статус.

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАЯЗЫКА Фонология Фонологические системы совр. алтайских языков имеют ряд общих свойств. Консонантизм: ограничения на встречаемость фонем в позиции начала слова, тенденция к ослаблению в начальной позиции, ограничения на сочетаемость фонем, тенденция к открытому слогу. Шумные взрывные противопоставлены обычно по силе-слабости или по звонкости-глухости; глоттализация не встречается. Эти системы являются развитием системы фонем, восстанавливаемой для праалтайского языка.

Морфология В обл ас ти м орфологии для алтайских языков характе рна агглютинация суф фиксального типа. Имеются и определённые типол огические различия: ес ли западные тюркские языки являются кла сс ическим примером а гг лютинативных и почти не имеют фузии, то в монгольской морфол огии н аходим ряд фузионных процессов, а также не то лько м орфонологические, но и морфологич еские распределения аффиксов, то есть яв ное движение в на пра влении флексии. Восточ ные тюркские языки, попав шие в сферу монгол ьс кого влияния, также развивают мощную фузию. Гра мм атические категории имени в алтайских языках материковой ветви - числ о, принадл ежность, п аде ж; в японском и корейском - падеж. Дл я а фф иксов числа харак терн о большое разнообразие и тенденция к нанизыв анию в предел ах одн ой словоформы нескольких показателей множе ственного числ а с пос ледующим склеиванием их в один; многие показ ате ли обнаруживают материальное сходство с суффиксами коллективных имё н, от которых, по-вид имому, и происходят. Лёгкий переход значения аффикс а от деривационног о со бирательного к грамматич еской множе ственности связан с ха рактером употребления множественного числа в алтайс ких я зыках: оно выра жа ется лишь в маркированном случае, иногда то лько л ексически. Для пра алтайского восстанавливается большое число аффикс ов собирател ьности с разнообразными оттенками значений.

Синтаксис Алтайские языки - языки номинативного строя с преобладающим порядком слов SOV и препозицией определения. В тюркских, монгольских и тунгусо-маньчжурских языках встречаются изафетные конструкции с посессивным показателем при определяемом слове. Применяется в основном бытийный способ выражения обладания (то есть «у меня есть» , а не «я имею»), кроме монгольских, где обладание выражается с помощью особого прилагательного на -taj (типа «я есмь лошадный» ; прилагательные обладания и необладания есть и в других материковых алтайских языках). В японском и корейском предложении обязательно формально выражено актуальное членение. Термин «алтайский тип сложноподчинённого предложения» связан с предпочтением, оказываемым алтайскими языками абсолютным конструкциям с глаголом в нефинитной форме перед придаточными предложениями.

ТЮРКСКАЯ ВЕТВЬ Область распространения тюркских языков простирается от бассейна реки Колымы в Сибири на юго-запад до восточного побережья Средиземного моря. Общее число говорящих - более 167, 4 млн чел.

Самые ранние дешифрованные письменные памятники тюрков относятся к 7 в. н. э. (стелы, написанные руническим письмом, найденные на р. Орхон в северной Монголии). На протяжении своей истории тюрки пользовались тюркской руникой (восходящей, повидимому, к согдийскому письму), уйгурским письмом (впоследствии перешедшим от них к монголам), брахми, манихейским письмом, арабским письмом. В настоящее время распространены письменности на основе арабицы, латиницы и кириллицы.

МОНГОЛЬСКАЯ ВЕТВЬ Семья внутри алтайской макросемьи, включающая в себя несколько достаточно близкородственных языков Монголии, Китая, России и Афганистана. Согласно данным лексикостатистики, распались около V века н. э. Носители - монгольские народы, объединённые по культурной общности и языковой принадлежности. Кроме того, классический монгольскийслужил письменным языком тувинцев до 1940 года. Характерной чертой монгольских языков является значительное количество тюркских заимствований, что при влиянии монгольского языка на тюркские в историческое время значительно усложняет проблему изучения языковых связей. По сей день в Монголии и Китае существует ряд этнических групп тюркомонгольских билингвов (хотоны, жёлтые уйгуры). Вероятно, ранее такой билингвизм был более распространён.

ТУНГУСО-МАНЬЧЖУРСКАЯ ВЕТВЬ Семья родственных языков алтайской макросемьи в Сибири (включая Дальний Восток), Монголии и на севере Китая. Обычно их относят к алтайской языковой семье ностратического макросемейства, но есть и точка зрения, объясняющая сходства между тунгусо-маньчжурскими и алтайскими языками их географической близостью и взаимным влиянием. К тунгусо-маньчжурским языкам относятся: маньчжурский; нанайский; негидальский; орочский; орокский; солонский; ульчский; удэгейский; чжурчжэньский (был близок к маньчжурскому языку); эвенкийский; эвенский.

В пределах Сибири к тунгусо-маньчжурам себя отнесли 72 058 человек (перепись 2002 г.). В частности: эвенки - 34 989 чел. эвены - 18 886 чел. нанайцы - 11 947 чел. ульчи - 2852 чел. удэгейцы - 1622 чел. орочи - 644 чел. негидальцы - 527 чел. ороки - 327 чел. тазы - 276 чел. Число говорящих на языках тунгусо-манчжурской группы гораздо меньше, так как ими в основном владеет старшее поколение.

ВАЛЕНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ АВРОРИН 10 (23) декабря 1907, Тамбов - 26 февраля 1977, Ленинград) - советский лингвист, специалист в области тунгусо-маньчжурских языков и в том числе нанайского языка, член-корреспондент АН СССР. Исследователь проблем типологии, сравнительно -исторического языкознания, социолингвистики. В 1930 году окончил историко-этнологический факультет Ленинградского госуниверситета. Доктор филологических наук (1956). 26 июня 1964 года избран членом-корреспондентом АН СССР. Профессор кафедры общего языкознания гуманитарного факультета Новосибирского университета, первый декан факультета. Главные труды: Грамматика нанайского языка (т. 1- 2, 1959- 1961); Языки и фольклор народов сибирского Севера (1966), Очерки по синтаксису нанайского языка (под ред. академика И. И. Мещанинова, Л. , 1948); О классификации тунгусо-маньчжурских языков (XXV Международный конгресс востоковедов. Доклады делегации СССР. М. , 1960); Нанайский язык (Языки народов СССР. Монгольские, тунгусо-маньчжурские и палеоазиатские языки, т. 5, Л. , 1968) Грамматика маньчжурского письменного языка. СПБ 2000

ЯПОНО-РЮКЮССКАЯ ВЕТВЬ Семья языков на Японском архипелаге и на островах Рюкю. Генетические связи с другими языковыми семьями окончательно не выяснены. Существует гипотеза о принадлежности японских языков к алтайской семье. Происходят от общего предка - праяпонского языка. Число носителей – около 125 миллионов.

В состав семьи входят: японский язык (日本語) § § § хоккайдский диалект кансайский диалект восточные диалекты - северо-восточная часть о. Хонсю западные диалекты - западная часть о. Хонсю и о. Сикоку южные диалекты - о. Кюсю рюкюские языки (琉球語) § амами-окинавский язык § амамийское наречие - о-ва Амами § окинавское наречие - о-ва Окинава § сакисимский язык - о-ва Сакисима § миякоское наречие - о-ва Мияко § яэямское наречие - о-ва Яэяма § йонагунский язык (ёнагуни) - о. Йонагуни Спорным является вопрос о принадлежности к японской ветви вымершего когурёского языка (был распространён в древнем царстве Когурё (37 до н. э. - 668 гг. н. э.), одном из Трёх царств Кореи). Иногда включается в корейскую ветвь.

КОРЕЙСКАЯ ВЕТВЬ У корейского языка существуют несколько диалектов по всему Корейскому полуострову. Рельеф полуострова преимущественно гористый, и «территория» каждого из диалектов приблизительно соответствует географическим регионам. Большая часть диалектов названа по именам Восьми провинций Кореи.

ДИАЛЕКТЫ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ СТАТУСОМ Сеульский диалект - официальный язык Южной Кореи. На нём разговаривают в Сеуле, Инчхоне и провинции Кёнгидо в Южной Корее, а также в районе Кесон в Северной Корее. Пхеньянский диалект - официальный язык Северной Кореи. На нём говорят в Пхеньяне, регионе Квансо и провинции Чагандо. Помимо этих диалектов, существует еще множество региональных. Широта их использования варьируется от одного поселения до провинции.

МЁРТВЫЕ ЯЗЫКИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КОРЕИ Языки средневековых царств Кореи (Силла, Пэкче и Когурё), по-видимому, находились в близком родстве с современным корейским языком, однако вопрос о степени родства каждого из указанных языков остаётся предметом дискуссий. В наибольшей степени от корейского языка отстоял когурёский язык, который иногда сближают с японским языком.

Традиционно алтайскую языковую семью делят на тюркскую, монгольскую, тунгусо-маньчжурскую, корейскую и японо-рюкюскую ветви. Считается, что тюркские и монгольские языки составляли до IV тыс. до н.э. тюркско:монгольское единство, или западную ветвь алтайской семьи. Восточнее находилось тунгусо-маньчжурско-японо-корейское единство, распавшееся в III тыс. до н.э. на тунгусо-маньчжурскую и японо-корейскую ветви. Раскол последней произошел в IV в. до н.э., когда будущие японцы переселились на Японские острова и смешались там с палеоазиатскими племенами айнов.

Корейская ветвь алтайской семьи представлена одним народом - собственно корейцами. В этногенезе этого народа принимали участие, вероятно, палеоазиатские, протоалтайские и австронезийские племена. Сегодня корейцы - народ двух современных независимых государств (КНДР и Республика Корея). В России, в Уссурийском крае, первые 19 семей корейцев появились в 1863г. С тех пор корейцы расселились от Дальнего Востока до Северного Кавказа.

На каком языке изначально говорили кочевники-хунну, чья держава северными своими границами захватывала часть нынешних российских земель на границе с нынешней Монголией еще во II–I вв. до н.э., точно неизвестно, но есть предположения, что на неразделенном тюркско-монгольском или на древнетюркском. В V в. тюрками (тюрк:ют) назывались «пятьсот семей Ашина» - небольшая группировка кочевников, возникшая из смешения разных племен и говорившая на одном из диалектов монгольского языка. Слово «тюрк» означало «крепкий». Семьи Ашина подчинялись хуннскому князю, владевшему областью между излучиной Хуанхэ и Наньшанем. Когда в 439 г. хунны были разбиты и присоединены к империи Вэй, Ашина с ордой бежал на южную сторону Алтайских гор, где жили потомки хунну, смешавшиеся с автохтонным населением и говорившие на языке, который после того, как «семьи Ашина» навязали себя местным жителям в качестве аристократии и подарили им свое самоназвание в качестве этнонима, стал называться тюркским. За последующие сто лет монгольская верхушка полностью растворилась в тюркском населении и забыла родной язык. Алтайские племена за то же время усвоили этноним «тюрк». Другие тюркские племена и союзы к тому времени распространились далеко за пределы Алтая, в основном на запад. Правда, тюрками они тогда еще не назывались. Восточную Сибирь тюрки (якуты, долганы) тоже освоили задолго до возникновения этнонима «тюрк».

В VI в. возникло первое крупное тюркское государство - Тюркский каганат. В период наибольшего расцвета каганат алтайских тюрок контролировал территории Маньчжурии, Монголии, Алтая, Средней Азии и Северного Кавказа. В это время тюрки покорили хазар и булгар. Булгары были, вероятно, периферийным тюркским племенем, ранее и далее всех продвинувшимся на запад. Происхождение хазар неясно. После тюркского завоевания они тоже стали говорить по-тюркски. После падения Тюркского каганата в VII в. в Диком поле, сменяясь, господствовали тюркские союзы хазар, булгар, печенегов, огузов. В XI в. на территориях от устья Дуная до низовий Сырдарьи и озера Балхаш начинают доминировать кипчаки (половцы). В XIII в. они подпадают под власть монгольских завоевателей, но становятся ядром (улуса Джучи) Золотой Орды. Язык кипчаков становится в Орде основным и в той или иной степени влияет на языки тюркских, монгольских, финно-угорских и других народов, входящих в улус Джучи. После ослабления монгольской империи на ее месте возникает несколько тюркских образований, в том числе Большая Орда, Ногайская Орда, Казанское и Астраханское ханства, Сибирское ханства. По мере усиления Москвы, бывшего данника Золотой Орды, все эти государства входят в состав Московского царства (Российской империи).

В настоящее время на территории Российской Федерации проживают 36 народов, говорящих на языках тюркской группы алтайской языковой семьи: чуваши, татары, кряшены, нагайбаки, башкиры, казахи, каракалпаки, ногайцы, кумыки, карачаевцы, балкарцы, крымские татары, крымчаки, караимы, азербайджанцы, турки, турки-месхетинцы, гагаузы, туркмены, узбеки, уйгуры, киргизы, алтай-кижи, теленгиты, телеуты, тубалары, челканцы, кумандинцы, чулымцы, шорцы, хакасы, тувинцы, тофалары, якуты, долганы.

Монгольские народы, вероятно, родственны тюркским, монгольские языки содержат множество тюркских корней (и наоборот), но их исторические судьбы так часто пересекались, что трудно сказать, в какой мере общность тюркских и монгольских языков обусловлена общим происхождением, а в какой - последующим взаимовлиянием. Монголы в процессе завоеваний Чингисхана и его наследников расселились по всей территории Азии и Востока Европы, отчасти растворившись в тюркских, иранских, славянских и других народах, переняв их языки и обычаи, отчасти, напротив, наделив местные племена своими антропологическими чертами и своим языком. Так, монголоязычный изначально народ тувинцев сейчас говорит на тюркском языке, а самодийцы-сойоты - на монгольском (бурятском).

Буряты - коренное население нынешней Республики Бурятия, Агинского Бурятского автономного округа и шести районов Иркутской области, живущее там, по меньшей мере, с эпохи бронзы.

Калмыки - западные монголы, ойраты, попросившие в XVII в. у русских царей защиты от казахских и ногайских ханов и получившие места для кочевий в русском государстве, современное население Республики Калмыкия.

Тунгусо-маньчжурские языки отстоят от тюркских и монгольских достаточно далеко, хотя народы, говорящие на этих языках, и живут рядом с тюрками и монголами с незапамятных времен. Первое государство тунгусо-маньчжуров, Бохай (698–926), северной своей частью располагалось на территории нынешнего Приморского края. Вообще же прототунгусы (археологическая Глазковская культура) уже в XVIII–XIII вв. до н.э. распространились по Сибири, где активно взаимодействовали с местным палеоазиатско-юкагирским населением, отчасти вытесняя его с исконных территорий, отчасти ассимилируя, отчасти перенимая его способы хозяйственной деятельности. Тунгусы шли в Сибирь из Маньчжурии пешком. Тяжести несли на себе. Дойдя до ареала распространения северного оленя, тунгусо-маньчжурские племена (протоэвенки) приручили это животное, научились ездить на нем верхом и изобрели оленьи упряжки. Тунгусы способствовали распространению оленеводства среди юкагиров, коряков и чукчей. В начале II тыс. н.э. тунгусский ареал в Сибири был разделен движущимися на север тюрками. В восточной части ареала тогда начал формироваться этнос эвенов, в западной - эвенков.

Материальная культура и основные хозяйственные занятия

Корейцы в России традиционно занимались злаковым земледелием, бахчеводством, торговлей. Уже во второй половине XX в. корейцы оказали существенное влияние на кухню народов России («корейская морковка» и др.). Японцев в России менее 1 тыс. и мало кто из них живет здесь постоянно.

Хозяйственный уклад большей части тюрок России долго носил на себе отпечаток кочевого прошлого. Важное значение играло пастбищное животноводство, в частности коневодство. В остальном многое зависело от исторических особенностей каждого народа, от территории проживания, климатических условий, влияния соседних народов. Так у якутов были хорошо развиты охота и рыболовство, волго-камские татары, башкиры и чуваши в XVIII–XIX вв. были преимущественно земледельцами, для шорцев большое значение имели кузнечное дело и добыча железной руды, тувинцы до XX в. занимались преимущественно кочевым скотоводством - разводили лошадей, крупный рогатый скот, верблюдов, долганы, северные якуты, тофалары, алтайцы и тувинцы-тоджинцы разводили оленей, каракалпаки сочетали полуоседлое скотоводство с ирригационным земледелием, карачаевцы знамениты культивацией кефирных зерен.

Преимущественный тип жилища также сильно зависел от местных условий, но у многих тюрков и монголов долго сохранялись юрты, некоторые и сейчас используют их в качестве временного летнего жилища. Юрты в разных регионах и у разных народов тоже неодинаковы. В южных регионах при установке юрты часто ограничивались обставлением прутьев каркаса плетеными щитами, в северных и сам каркас иногда делали из бревен, и плетеные стены обмазывали глиной или навозом. Со временем облик юрты менялся. Хакасы, например, традиционно крыли ее берестой или войлоком, а с XIX в. у них получили распространение бревенчатые срубные шести- и восьмиугольные юрты. Для живущих на Кавказе карачаевцев характерное жилище - срубная постройка с двускатной земляной крышей.

Формировавшиеся под влиянием ненцев, энцев и эвенков долганы жили в поставленных на нартенные полозья чумах, крытых оленьими шкурами.

В основе хозяйственного комплекса у монгольских народов традиционно было скотоводство: калмыков, халха-монголов и забайкальских бурят - кочевое, у предбайкальских бурят - стойловое.

Традиционное жилище сибирских тунгусо-маньчжуров - конический (аундау, чум, дю, чорама) или двускатный (каура) шалаш, полуземлянка или сруб на сваях. В хозяйственном отношении большинство тунгусских этносов - оленеводы, охотники, рыбаки.

Религия и духовная культура

Разные тюркские народы придерживаются различных вероисповеданий. Татары, башкиры, карачаевцы, ногайцы, балкарцы, кумыки - мусульмане. Тувинцы - буддисты. Алтайцы отчасти православные, отчасти шаманисты и бурханисты. Среди шорцев, якутов, чулымцев большинство верующих - православные христиане, но встречаются и шаманисты, также распространено двоеверие. Чуваши, кряшены, нагайбаки, гагаузы - преимущественно православные.

Верующие монголы, буряты и калмыки в большинстве исповедуют буддизм в форме ламаизма с элементами традиционных верований. Верующие тунгусо-маньчжуры - язычники (шаманисты) и православные христиане (часто лишь формально).

Русские корейцы придерживаются сложной синкретической системы верований, включающей элементы конфуцианства, православия, буддизма. Похожая религиозная ситуация и у японцев. Только к их синкретическому комплексу добавляется еще и синтоизм. Встречаются среди японцев также католики, протестанты, последователи новых религиозных течений.

Письменность

Древние тюрки пользовались так называемым орхоно-енисейским руническим письмом, восходящим, вероятно, к финикийскому или арамейскому письму (возможно, через согдийское или кароштхи).

По мере исламизации большинство тюркских народов перешло на арабское письмо. В СССР в конце 1920-х гг. тюркские народы были переведены на единый алфавит на базе латинского (янанилиф), а в конце 1930-х гг. - на кириллицу.

Язык старомонгольской письменности, общий для большей части монгольских племен, бытовал с XIII по XVII в. На основе какого диалекта он был создан, не очень ясно. Предполагают, что базой для старомонгольского письменного послужил некий язык, более древний даже, чем общемонгольский. Возможно, язык киданей. В XIII в. началось расслоение общемонгольского разговорного языка на западную (ойратскую) и центрально-восточную (халха, буряты) ветви. В XVII в. просветитель Зая Пандит создал письменность тодо-бичиг, приспособленную к особенностям ойратских диалектов. Это повлекло дальнейшее обособление ойратской ветви. В восточной части монгольского ареала продолжили использовать старомонгольскую письменность и созданное в конце XVII в. письмо соёмбо. В Российской империи среди бурят формировался свой собственный вариант старомонгольского письменного языка.

В настоящее время калмыки и буряты в России и монголы Монголии пользуются алфавитами на основе кириллицы. Кириллической письменностью пользуются и тунгусо-маньчжурские народы России: нанайцы, эвены, эвенки, орочи. Причем для последних письменность была создана совсем недавно, в 1994 г.

(по материалам книги: "Народы России: Атлас культур и религий")

Народы, обитающие в России. Рис. Е. М. Корнеева. 1812 г.

Россия отличается не только огромными просторами, богатой историей и культурой, но также этническим и религиозным разнообразием населения. Представители более 150 национальностей всех мировых конфессий составляют народ России.
Сегодня особенности традиционной культуры (народный костюм, типы жилища, хозяйственный уклад и т. п.) известны зачастую этнографам и историкам лучше, чем среднему представителю почти любого из народов. В XX веке, с социальным и экономическим развитием, с процессом урбанизации и ростом социальной мобильности, население страны активно приобщалось к культуре надэтнической и светской, поэтому этнографические описания быта и фольклора во многом имеют исторический характер.
В основу изложенной ниже классификации положен "этноязыковой" принцип – народы сгруппированы по языковым семьям и ветвям, на которые делятся эти семьи.
Классификация условна, так как деление происходит по языку, который может быть утрачен или сохранился только в пассивном виде.

Индоевропейская языковая семья


Малороссы (украинцы). Худ. К. Ф. Гун. 1862 г.

В России представлены 8 ветвей индоевропейской языковой семьи: славянская, балтийская, германская, романская, греческая, армянская, иранская, индоарийская.
К славянской ветви относятся русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи и словаки, а также болгары и сербы.
К балтийской (летто-литовской) ветви индоевропейской языковой семьи в России принадлежат литовцы и латыши.

Валах и молдованин. Худ. К. Ф. Гун. 1862 г.

К германской языковой ветви относятся немцы, американцы, англичане и евреи-ашкеназы.
Романскую языковую ветвь представляют в России молдаване, румыны, испанцы, кубинцы, итальянцы, французы.
Греческая языковая ветвь включает греков.

Курд. Армянин. Илл. из книги Г. Ф. Паули "Народы России". 1862 г.

Армянская ветвь объединяет армян с близкими им по происхождению хемшилами.
К иранской ветви индоевропейской языковой семьи в России относятся осетины, таджики, пуштуны, персы, среднеазиатские цыгане, среднеазиатские евреи, горские евреи, таты, талыши, курды, езнды.
К индоарийской языковой ветви относятся цыгане (исключая среднеазиатских) и живущие в России индийцы, говорящие на языке хинди.

Уральско-юкагирская языковая семья


Зырянка (коми). Вотячка (удмуртка). Вотяк (удмурт). Зырянин (коми). Илл. из книги Г. Ф. Паули "Народы России". 1862 г.

Уральско-юкагирская языковая семья представлена в России всеми тремя группами: финно-угорской, самодийской и юкагирской.
Самая крупная финно-угорская ветвь объединяет карел, финнов, ижорцев, водь, эстонцев, вепсов, саамов, мордву, марийцев, удмуртов, бесермян, коми, коми-пермяков, хантов, манси, венгров.
Самодийская ветвь включает ненцев, эмцев, нганасанов и селькупов.
К юкагирской языковой ветви могут быть отнесены два народа: юкагиры и чуванцы.

Алтайская языковая семья


Башкиры. Илл. из книги Г. Ф. Паули "Народы России". 1862 г.

Семья эта делится на пять ветвей: тюркскую, монгольскую, тунгусо-маньчжурскую, корейскую, и японскую.
К тюркской ветви в России относятся: чуваши, татары, кряшены, нагайбаки, башкиры, казахи, каракалпаки, ногайцы, кумыки, карачаевцы, балкарцы, крымские татары, крымчаки, караимы, азербайджанцы, турки, турки-месхетинцы, гагаузы, туркмены, узбеки, уйгуры, киргизы, алтайцы, теленгиты, телеуты, тубалары, челканцы, кумандинцы, чулымцы, шорцы, хакасы, тувинцы, тофалары, сойоты, якуты, долганы.

Вооруженный якут. Литография. 1803 г.

Монгольская ветвь алтайской языковой семьи представлена в России бурятами, калмыками и монголами.
К тунгусо-маньчжурской ветви алтайской языковой семьи в Российской Федерации принадлежат эвенки, эвены, негидальцы, нанайцы, ульчи, уйльта, орочи, удэгейцы и тазы.
Японцы и корейцы и образуют отдельные ветви алтайской языковой семьи.

Северокавказская языковая семья


Чеченец. Лезгин. Илл. из книги Г. Ф. Паули "Народы России". 1862 г.

Северокавказская языковая семья подразделяется на две ветви: абхазко-адыгскую и нахско-дагестанскую.
Абхазско-адыгская ветвь объединяет абхазов, абазин, кабардинцев, черкесов, адыгейцев и шапсугов.
Вторая ветвь северокавказской языковой семьи – нахско-дагестанская – объединяет чеченцев, ингушей, аварцев, 13 андо-цезских народов, а также арчинцев, лакцев, даргинцев, кубачинцев, кайтагцев, табасаранов, лезгин, агулов, рутульцев, цахуров, удин.

Палеоазиатские народы


Алеуты. Илл. из книги Г. Ф. Паули "Народы России". 1862 г.

10 народов России ученые условно называют палеоазиатскими. Это, вероятно, потомки древнейшего, дотунгусского, населения Восточной Евразии. Из них только 5 народов чукотско-камчатской языковой семьи говорят на родственных языках.

Оленные чукчи. Илл. из книги Г. Ф. Паули "Народы России". 1862 г.

Некоторые лингвисты выделяют также енисейскую и эскимосско-алеутскую языковые семьи, однако это деление не является общепризнанным.
К чукотско-камчатской семье относятся чукчи, коряки, кереки, составляющие чукотско-корякскую языковую ветвь, и ительмены с камчадалами, образующие ительменскую языковую ветвь. В составе коряков выделяют группу алюторцев, которых иногда считают самостоятельным народом.
К народам этой группы также относятся эскимосы, алеуты, кеты и нивхи.

Картвельская языковая семья

Грузины и грузинские евреи образуют картвельскую языковую семью. К грузинам также относят ряд групп, которые некоторые исследователи считают отдельными народами, – это мегрелы, лазы, сваны, аджарцы, ингилойцы.

Афразийская языковая семья

К афразийской (семито-хамитской) языковой семье принадлежат арабы, арабы среднеазиатские и ассирийцы.

Сино-тибетская языковая семья

Сино-тибетская языковая семья представлена в России китайцами и дунганами.

Австроазиатская языковая семья

Есть в России и представители австроазиатской семьи, это живущие в нашей стране вьетнамцы.

Похожие статьи

© 2024 rsrub.ru. О современных технологиях кровли. Строительный портал.