Конспект логопедического занятия «В гостях у звуковичка» Тема: Звук и буква М. Звуки М, М'

Давайте посмотрим, кто же еще придет к нам на занятие? (Демонстрация фрагмента мультфильма «Маша и медведь», появляется медведь).

Давайте присядем на листочки.

Произнесем имя Маша. Какой первый звук мы слышим. Какой он? Гласный или согласный это звук? (согласный) Почему? (есть преграда для воздуха - губы). Давайте произнесем еще раз этот звук. Какой он - твердый или мягкий? (твердый)

Какого цвета мы возьмем фонарик для обозначения звука? (синий) Педагог прикрепляет на доске квадратик синего цвета.

А теперь произнесем слово «медведь». Какой первый звук мы слышим в этом слове? Какой он? Гласный или согласный это звук? (согласный) Почему? (есть преграда для воздуха - губы). Давайте произнесем еще раз этот звук. Какой он - твердый или мягкий? (мягкий)

Какого цвета фонарик мы возьмем для обозначения звука? (зеленый) Педагог прикрепляет на доске квадратик зеленого цвета.

Так о каких звуках мы говорили? Что мы о них узнали?

Вспомните слова, в которых есть звуки [м] [м’] (дети называют слова).

Послушайте, историю про Машу и медведя.

Однажды летним солнечным днем Маша и медведь сидели на лесной полянке. А Маша говорит:

- Мишка, а давай стихи придумывать.

Мишка согласился. И вот что он сочинил:

Пчелка над лугом июньским летает,

Сладкий нектар на цветах собирает.

В желтые соты нектар отнесет,

Сделает вкусный, питательный...

- Сок! - радостно закричала Маша.

- Да при чем здесь «сок»! Я хотел сказать «вкусный питательный мед».

Это тоже здорово! А теперь я сочиню... А про что?
— Ну, хотя вот, придумала:

На цветок, жужжа, садится,
Чтоб нектаром насладиться,
Он мохнатенький, как ель,
На пчелу похожий... (шмель).

- Ой, мишка, ты молодец, отгадал! - сказала Маша. - А вот, еще послушай.

Желтые глазки в белых ресничках,
Людям на радость, пчёлкам и птичкам.
Бабочки любят их, любят букашки,
Эти цветочки зовутся (Ромашки)

- Молодец, мишка, отгадал. А теперь твоя очередь, теперь ты придумываешь.

А мишка и говорит:

Ягоды лесные эти

Любят бурые медведи,

Не рябина, не калина,

А с колючками … (малина)

Откуда ты так много знаешь? - спросила Маша.
— Кто много читает, тот много знает! — важно ответил медведь...

Про что Маша и медведь сочиняли стихи? (ответы детей, дети по - одному выходят, прикрепляют картинки, выбирая из тех, что лежат у доски).

Под каждой картинкой нам нужно «зажечь фонарик». А для этого нам нужно очень внимательно послушать слово и определить, какой звук - [м] или [м’] мы слышим в нем. Если слышим [м], то зажигаем фонарик зеленого цвета, а если [м’], то фонарик зеленого цвета.

Дети произносят слова, педагог обобщает ответы детей и просит ребенка прикрепить фонарик нужного цвета.

Ой, на листочках нам сидеть уже нельзя, они мокрые после дождя. Давайте присядем на стульчики.

Дети садятся за столы. Педагог обращает внимание на посадку.

Про какие звуки мы говорили? Что мы про них узнали?

А вы знаете, какая буква обозначает эти звуки? (М) Так может быть это и есть половина буквы М? А где же вторая половинка? Может быть, Маша потеряла ее в лесу. Я сейчас посмотрю. (педагог достает два фрагмента буквы: элемент буквы А и элемент буквы М) выбираем тот, который подходит).

Педагог берет вторую половину буквы, прикрепляет ее на доске, обращая внимание детей на то, какая буква получилась).

Получилась буква М. Посмотрите на букву М. На что она похожа? (ответы детей)

А вот еще на что похожа буква (педагог демонстрирует картинки и читает стихи):

Вот качели-

Здесь качаться

Можно всем.

Взявшись за руки, мы встали

И на М похожи стали.

В конвертах у детей «меховая» буква.

Проведите рукой по букве, погладьте ее, обведите пальчиком. Она мягкая, пушистая.

Давайте мы такую же букву построим из веточек.

Конструирование буквы из веточек.

А теперь давайте правильно раскрасим букву. Посмотрите, буква двухцветная. Почему? (у буквы два звука). Возьмите карандаши и раскрасьте свою букву

Занятие в первом классе по чтению и развитию речи.

Тема: Познакомить со звуками [М], [М’], буквой М м.

Цель: формирование умения правильно произносить звук м, соотносить с буквой «Мм» и печатать её, находить среди других букв.

Задачи:
1.дидактическая: учить правильно произносить звук м, соотносить с буквой «Мм» и печатать её, находить среди других букв;
2. коррекционная: корригировать фонематический слух и зрительное восприятие учащихся;
3.воспитательная: воспитывать интерес к учению, формировать коммуникативные умения.

Оборудование: учебник “Букварь” (автор: В.В.Воронкова, И.В.Коломыткина), иллюстрации (Кремль, Спасенная башня с Кремлевскими курантами, Красная площадь, Собор Василия Блаженного).

Ход урока.

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк, начинается урок. Сегодня мы с вами продолжим путешествие по стране знаний. Чтобы продолжить путешествие мы должны пройти испытание. Мы должны определить является звук гласным или согласным. Давайте вспомним:

На какие две группы делятся все звуки? (Гласные и согласные.)

Как можно определить, что звук является гласным? (Гласные звуки тянутся.) (А Н О У К Т Д И Г Е).

2. Введение в тему

Форматирование новых знаний, умений и навыков

Мы продолжаем путешествовать по стране знаний, где познакомимся с новыми звуками и новой буквой. Как мычит корова? (Му-Му.)

Какой звук знаком? С каким не работали?

Знакомство со звуками [М] и [М’]

1. Звуковой анализ слов (по рисунку и схеме).

а) Соотнести рисунок и схемы.

2. Выделение звуков [М], [м’] и их характеристика.

М – согласный, твердый звук. [М’] –согласный, мягкий звук.

Какие звуки кладем в корзинку-невидимку. ([М], [М’])

Игра “услышь звуки” (если есть звук [М], [М’] – хлопок в ладоши).

Москва, тир, столица, дом, кремль, один.

Муравей, медведь, метро, самовар.

Физминутка

Вышли мышки как – то раз, посмотреть который час.

Раз, два, три, четыре. Мышки дёргнули за гири.

Вдруг раздался страшный звон, побежали мышки вон.

Игра “Твердый – мягкий”

Задание :

Доскажите словечко и покажите, какой звук в этом слове твердый или мягкий.

а) Наша Таня громко плачет
Уронила в речку… (мячик )

б) Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось… (мыло ).

в) Без работы хоть убей
Жить не может… (муравей )

г) На полу скребется… (мышка )
Спит в берлоге бурый … ( мишка )

д) Мальчик мал и очень мил он водичкой руки… (мыл )

Чему учит нас этот мальчик Миша?

Итог : С какими звуками мы сегодня познакомились?

Знакомство с буквой [М], [м’]

1. Согласный звук.

[М], [м’] – на письме обозначают буквой М, м’ (-эм)

2. Печатание буквы. М, м’

На что похожа буква М?

Игра “Живые буквы”

Взялись за руки друзья
И сказали: ты да я –
Это мы.
А между тем.
Получилась буква М.
Взявшись за руки, мы встали,
И на М (эм) похожи стали.
(В. Степанов )

Хорошо известно всем:
Где метро, там буква М (эм).
(А. Шибаев )

Вот качели – буква М!
Здесь качаться можно всем.
(Е. Тарлапан )

Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М!
(Г. Ванюхина )

Чтение слогов

Игра “ Доскажи словечко”

2. Му …Мо …Ма …Мы …Ми …Ме ….

Физминутка

Жила – была бабка, да жила у речки (разводим руки в стороны, как будто плаваем)

Захотелось бабке искупаться в речке, и купила бабка мыло и мочало (сначала одну руку « моем», затем другую).

Эта сказка хороша, не начать ль с начала (руки на поясе).

Работа с учебником

1. Чтение слов в столбиках.

Какие слова из прочитанных называют самыми дорогими?

Почему вы так думаете?

МИр

а) Когда нет войны, дружеские отношения, когда не сорятся.

МИР –

б) Мир – вся земля

Столица – главный город страны.

Назовите столицу нашей Родины?

Рассматривание иллюстрации.

    Кремль

    Спасенная башня с Кремлевскими курантами

    Красная площадь

    Собор Василия Блаженного.

Чтение текста.

Где происходило действие?

Какой это урок чтение или письма?

Что предложила учительница Роме?

Что написали дети?

4. Итог урока.

Вот и заканчивается наше сегодняшнее путешествие. Давайте подведем итог этого путешествия.

Что нового узнали на уроке?

Что особенно понравилось? Почему?

Что вызвало затруднение? Почему?

Конспект урока по развитию речи 2 класс на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

Тема: Птицы нашей местности. Ворона.

Цель: уточнение и расширение представления о повадках и привычках птиц на основе знакомства с вороной, формирование умения самостоятельно описывать предмет.

Задачи:

    дидактическая: уточнить и расширить представления о повадках и привычках птиц на основе знакомства с вороной, формирование умения самостоятельно описывать предмет;

    коррекционная: корригировать речь, расширить активный словарь, активизировать глагольную лексику учащихся, развивать кругозор учащихся, создать положительную мотивацию к выполнению умственных действий

    воспитательная: воспитание внимательного отношения к окружающей природе, бережного отношения к птицам.

Ход урока

    Организационный момент (дети сидят на местах).

Упражнение на коррекцию речи

«Чистим, зубки»
улыбнуться, открыть рот
кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы

«Дудочка»
с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

«Часики»
улыбнуться, открыть рот
кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

«Лошадка»
вытянуть губы
приоткрыть рот
процокать «узким» языком (как цокают копытами лошадки)

    Введение в тему

Повторение пройденного материала.

Какой сейчас месяц? К какому времени года он относится? Назовите три осенних месяца.

Какое время года изображено на картинке? Докажите.

Актуализация знаний.

Назовите птиц, изображённых на картинках на доске. На какие группы можно разбить этих птиц? (перелётные и зимующие) Почему они так называются?

Какой зимующей птицы вы не увидели на картинках?

Сообщение темы и цели урока.

Отгадайте загадку

Кар-кар-кар! - кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома,

Как зовут её? …

Ответ: Ворона

Почему вы решили, что это – ворона? (презентация) О какой же птице мы будем сегодня говорить на уроке?

Гимнастика для глаз.

Посмотрим направо, посмотрим налево и прямо посмотрим, поднимем глазки вверх, вниз

3. Изучение нового материала.

Игра «Собери пазлы»

Я хотела поиграть с вами. У меня рассыпалась картинка, её нужно собрать. Но при сборке картинки вы должны назвать части птицы. Я начну, а вы продолжите: это воронье туловище, (воронья голова, воронье крыло, вороний клюв, вороньи лапы, вороний хвост)

Работа по учебнику

Назовите части тела вороны по рисунку на стр.85 учебника

Физминутка

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише.

Деревцо все ниже, ниже.

Рассказ учителя о вороне (презентация по тексту).

Вороны - это птицы, которые всем нам хорошо известны. Их никто не считает диковинными птицами. Некоторые виды ворон, которых многие считают вредителями, находятся, сегодня на грани исчезновения. Большое количество людей в городах занимаются методичным уничтожением этих птиц.
А ведь на самом деле, если они в природе существуют, значит, это было задумано самой природой. Не зря в древности люди приписывали этой птице могущество, величественность и предвестника перемен. Ворона строит гнёзда из веток на деревьях и выкармливает там своих птенцов, принося им в клюве червяков. Ворона очень полезна в природе - она питается отходами, очищая окружающую среду от мусора и инфекций, уничтожает насекомых и мелких грызунов. Ворона уже давно считается городским жителем, она умеет прекрасно приспосабливаться к любым новым для нее условиям, ее мастерству иногда просто поражаешься. Вороны довольно осторожны и наблюдательны. Они обладают хорошим обонянием, слухом и зрением, очень чутко реагируют на все, что происходит вокруг них. Эти птицы прекрасно различают людей с учетом получаемых от них пользы или вреда и соответственно ведут себя.

Обобщающая беседа

Что за птица – ворона? (зимующая)

Чем покрыто тело вороны? (перьями)

Какого они цвета?

Чем питается ворона? (отходами)

Какие домики строят вороны? (вьют гнёзда)

Каковы повадки вороны? Как её можно охарактеризовать? (хитрая и ловкая)

Физминутка «Перелётные и зимующие птицы»

По очереди называются птицы, если они перелётные – машут руками, зимующие – приседают.

4.Обобщение.

Работа по учебнику

а) С. 85 №2, расскажите о вороне по плану

б) С. 85 №3, измени слова по образцу

в) Ворона в неволе легко приручается и привязывается к хозяину. Любит проказничать, ее можно научить говорить отдельные слова и фразы. Вороны отличаются своеобразным умом и интеллектом. При правильном содержании, у вас будет очень хороший друг и защитник, который по своей агрессивности в отношении злодея, вполне может заменить сторожевую собаку.

5. Домашнее задание

Учебник стр. 86, задание 3, восстановить порядок картинок, составить рассказ

6. Итог урока

    С какой птицей мы познакомились?

    Из каких частей состоит тело вороны?

    Чем покрыто тело?

    Какую пользу приносят птицы?

    Как нужно помогать птицам?

Конспект урока письма и развития речи в 4 классе

Тема: «Подлежащее. Понятие о подлежащем как главном члене предложения»

Цель: формирование умение распознавать подлежащее в предложении, правильно подчеркивать.

Задачи:

    дидактическая: формировать умение распознавать подлежащее в предложении, правильно подчеркивать;

    коррекционная: коррегировать и развивать речь, мыслительную деятельность, память и внимание в ходе выполнения операций сравнения, обобщения, классификации;

    коррекционно – воспитательные : воспитывать мотивацию к учению, прививать любовь к природе, бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование: рисунки с изображением леса, гриба, муравейника, медведя, березок, схема подлежащего, аудиозапись пения птиц, карточки.

Ход урока

1. Организационный момент

Какое сегодня число? Какой сегодня день недели? Чему вы учитесь на уроках письма?

Ребята, отгадайте загадку:

Кто, как только жарко станет,

Шубу на плечи натянет,

А нагрянет холод злой,

Скинет с плеч её долой? (Лес)

Сегодня у нас урок необычный. Мы отправимся на прогулку в лес, вспомним, почему в лесу нельзя шуметь, а по дороге узнаем, какое слово в предложении называют главным, и научимся его находить.

Как приятно побывать в лесу, подышать свежим воздухом (рисунок леса на доске).

Ребята, для чего люди ходят в лес?

Давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу.

2. Повторение

Пальчиковая гимнастика.

Для того, чтобы руки вас хорошо слушались, и вы красиво писали в тетрадях, выполним разминку для пальчиков.

Цветок”. Руки на локтях, раскрывают пальчики, сжимают.

Красим забор”. Плавные движения кистями рук вверх и вниз.

Гладим кошку”. Плавные движения кистями рук влево, вправо.

Нарисуем солнышко”. Круговые движения кистями рук.

Минутка чистописания

Из нежно-зелёной травы застенчиво выглядывают темно-коричневые шляпки на белой ножке. Красиво, аккуратно напишем стихотворение о грибе.

(На доске иллюстрация гриба и запись для чистописания)

Г г

Гриб растёт среди дорожки –

Голова на тонкой ножке

3. Объяснение нового материала.

Знакомство с главным членом предложения - подлежащим.

Грибы мы с вами увидели. Теперь послушаем тишину (звучит аудиозапись пения птиц). Что услышали? Как поют птицы?

1. На доске открывается предложение: В лесу весело поют птицы.

Прочитайте предложение:

О ком говорится в предложении? (о птицах)

Птицы – это главный член предложения. Подчёркиваем это слово одной чертой.

Поставьте вопрос к главному члену предложения. (Кто? птицы.)

Запишите это предложение в тетрадь, подчеркните слово птицы одной чертой.

2. На доске открывается предложение: На лесной полянке растут стройные березки.

Прочитайте предложение:

О чем говорится в предложении? (о березках)

Березки – это главный член предложения. Подчёркиваем это слово одной чертой.

Поставьте вопрос к главному члену предложения. (Что? березки.)

Запишите это предложение в тетрадь, подчеркните слово березки одной чертой.

Запоминаем: главный член предложения, отвечающий на вопросы Кто? или Что? называют подлежащим.

Физкультминутка.

Только в лес мы все зашли, появились комары.

Руки вверх – хлопок нал головой. Руки вниз – хлопок другой.

На полянку мы заходим, много ягод там находим.

Земляника так душиста, что не лень нам наклониться.

Мы шагаем, мы шагаем, руки выше поднимаем.

Голову не опускаем, дышим ровно, глубоко.

4. Закрепление нового материала.

Работа по учебнику.

А) Работа с правилом (чтение и заучивание)

Б) Выполнение упр.35 с.67 в тетради.

Самостоятельная работа.

Упражнение в нахождении главных членов предложения (по карточкам).

· На опушке леса серебрится листва молодых березок. Березы – самые красивые деревья нашей родины. Шустрые муравьи бегут в свой домик.

· Дремлют в лесу стройные ели. В густом ельнике звери и птицы пережидают холода и дожди. Даже хозяин леса – бурый медведь – строит свою берлогу под старой елью.

В данных предложениях нужно найти и подчеркнуть подлежащие.

Физминутка игра «Что увидим в лесу?»

Я загадаю вам загадки. Если предмет отгадки можно увидеть в лесу, встаёте.

1. Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)

2. Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет, сушит на зиму грибы? (Белка)

3. Что же это за девица? Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год? (Ёлка)

4. Он в мундире ярком. Шпоры для красы,

Днём он – забияка, поутру – часы. (Петух)

5. Я по дереву стучу, червяка достать хочу,

Хоть и скрылся под корой, всё равно он будет мой. (Дятел)

(Слова белка, ёлка, дятел выписываю на доску)

3. Домашнее задание

С этими словами составьте предложения, найдите в них подлежащее.

4. Итог урока.

Кому из вас понравился урок – прогулка? Что нового узнали на уроке? Какое задание было трудным? Что получилось лучше всего?

Относитесь к лесу бережно, будьте наблюдательны. И вы узнаете много-много интересного.

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Звук «М», буква «М»

Программное содержание:

1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «м».

2. Формировать понятие «согласный звук».

3. Развивать слуховое внимание.

4. Познакомить с буквой «М».

5. Развивать мелкую моторику, зрительное внимание, память, мышление.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Белый снег лежит кругом

Падают снежинки

Ой! Мороз стоит за ёлкой

Сядьте дети, прячьте нос.

Ребята! Вы любите отгадывать загадки?

Наступили холода

Превратилась в лёд вода.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? Правильно, ребята, это бывает зимой.

2. Основная часть:

Игра «Что общего в словах?»

Муха – мыло – малина – моток 3 – 4 варианта цепочки

Давайте вспомним, что такое звуки? (Это то, что мы слышим и произносим).

Произнесём звуки [м],[м].

Чем мы произносили эти звуки?

Артикуляция звуков (положение губ, зубов, языка, прохождение воздуха, голос).

Обозначим звук [м] звуковым кружочком.

Обозначаем звук [м] звуковым кружочком.

Поставили пальчик на синий кружок – «оживили» этот звук, теперь на зелёный кружок – «оживили».

Характеристика звуков по акустическим признакам.

Ребята, а что мы можем рассказать об этих звуках?

Звук [м] – согласный, твёрдый, звонкий, обозначаем синим цветом.

Звук [м] – согласный, мягкий, звонкий, обозначаем зелёным цвітом.

Чем отличаются эти звуки?

Чем они похожи?

Ребята, чем звук отличается от буквы? Правильно, звук мы слышим и прозносим, а букву пишем и видим.

Слушайте слоги и

Повторяйте за мной

Сшила платье я сама

МА-МА-МА, МА-МА-МА.

В шкаф пошло оно само

МО-МО-МО, МО-МО-МО

Ничего я не пойму

МУ-МУ-МУ, МУ-МУ-МУ

Может это снится мне,

МЕ-МЕ-М Е, МЕ-МЕ-МЕ

Нет висит оно, смотри

МИ-МИ-МИ, МИ-МИ-МИ

Игра «Присядь когда услышишь звук [м]» п, н, м, к, л, м, па, на, ма, по, мо, ми.

Игра с мячом «назови ласково» (снегирь, синица, голубь, воробей, скворец, ворона, ласточка)

Игра «Камень и вата» (Море, мир, мартышка, муравей, метро, миска, март, машина, мыло)

Знакомство с буквой м.

Логопед: Ребята, а вы знаете, что звуки[м],[м"] обозначаются одной буквой?

Дети: Нет.

Логопед: Они обозначаются буквой м (показываю на доске: м).

Логопед: Ребята, из скольких элементов состоит буква М?

Дети: Буква М состоит из 4 палочек.

Логопед: Какие палочки по размеру?

Дети: Две длинные и одна короткая.

Логопед: Возьмите палочки и выложите букву М. (Дети выкладывают букву).

3. Итог занятия.

Логопед: С какими новыми звуками и буквой мы познакомились?

Дети: Мы познакомились со звуками [м],[м"] и буквой М.


Цель занятия: познакомить со звуками [М], [М’] и буквой М.

Задачи: дифференциация звуков [М], [М’] на слух, знакомство с образом буквы М; совершенствование фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза; развитие мелкой моторики, слухового внимания, памяти, просодической стороны речи; воспитание любви и уважения к своей семье.

Материал: картинки: дом, семья, корона, облако, мост, снежный ком, санки, ослик, молоток, сом, дверь, огурец, машина, морковь, аист, кран, мак; звуковые домики, символы звуков, графическое изображение буквы “М”, индивидуальные зеркала, тетради, счетные палочки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Психогимнастика. Мимические упражнения.

– Какое бывает выражение лица у мамы и папы, когда они радостные, печальные, сердитые. Изобразите радостную маму, сердитого папу. Возьмите зеркало, оно поможет вам.

Дыхательная гимнастика. “Кашу варим”

Наша мама варит кашу
Кормит кашей дочку Машу.

И.п. – стоя, одна ладонь на груди, вторая – на животе. Вдох через нос, на выдохе проговаривать “пых-пых-пых” и поглаживать себя при этом по животу.

2. Сообщение темы занятия.

– Ребята, отгадайте загадку:

Где семье комфортно нашей?
Где поутру пахнет кашей?
Там ступают кошки лапки,
А у входа стоят тапки. (Дом)

Выставляется картинка “Дом”.

– Какой последний звук вы слышите в слове “дом”? [М]. В этом доме живет семья. Послушайте, какой согласный звук есть в середине слова семья [М’]. (Выставляется картинка “семья”)

– Сегодня мы с вами познакомимся со звуками [М] и [М’], а так же с буквой “М”, которая обозначает эти звуки.

3. Характеристика звуков [М], [М’] по артикуляционным и акустическим признакам.

– Возьмите зеркала, произнесите поочередно звуки [М], [М’]. Что происходит с губами? (Губы смыкаются. Когда произносим звук [М] губы, чуть-чуть сердятся, а когда произносим звук [М’] – чуть-чуть улыбаются). Воздух выходит через нос или через рот? (Через нос ). Голос “спит” или “просыпается”? (Просыпается) . Значит звуки [М], [М’] какие? (Согласные, звонкие ). Звук [М] – (твердый ), а [М’] – (мягкий). Звук [М] мы обозначаем квадратиком (синего ) цвета, [М’] – (зеленого).

4. Развитие фонематического восприятия дифференциация звуков [М], [М’].

Игра “Слушай внимательно”

– Сейчас я посмотрю, какие вы внимательные. Я буду называть слова, а вы, если услышите звук [М], поднимите синий квадратик, если [М’] – зеленый.

Слова: м олоко, м едведь, м ост, м олоток, ком пот, м есяц, м ышка, сем ья.

5. Анализ и синтез слогов со звуками [М], [М’]

Игра “Посчитай звуки”

– Послушайте, и сосчитайте, сколько я произнесу звуков, при помощи фишек-символов составьте схемы. Будьте внимательны: МА, АМ, ЫМ, МЫ и др. (Дети считают и выкладывают схемы слогов)

Игра “Давай дружить”.

– Мы с вами уже знакомы с несколькими гласными звуками. Назовите их (а, о, у, ы, и) . Давайте “подружим” их со звуками [М], [М’]. Я буду называть гласный, а вы добавьте звук [М], так чтобы он был первым, и назовите получившийся слог. А – МА, О – МО, У – МУ, Ы – МЫ. Молодцы! А теперь добавьте звук [М’], так чтобы он был вторым, и назовите получившийся слог.

6. Определение позиции звуков [М], [М’] в словах.

– Давайте придумаем имена со звуками [М], [М’], всем членам семьи (Дима, Митя, Майя, Маша, Мила и др .) Определите, где находятся звуки [М], [М’] в этих словах: в начале, в середине или в конце слова. Работа со звуковыми домиками

– Как дети могут ласково называть свою маму (ответы детей ). А как вы ласково называете свою маму? (Мамочка, мамулечка, мамуленька и др ). Что вы заметили, когда произносили эти слова? (В этих совах два звука [М]) Какая она, ваша мама? (добрая, ласковая, милая и др).

7. Физминутка.

А теперь давайте “зарядимся”

Мы топаем ногами:
– Топ – топ – топ.
Мы руки поднимаем:
– Хлоп – хлоп – хлоп.
Мы руки разведем
И побежим кругом.

8. Развитие фонематических представлений.

Игра “Отгадай словечко”.

Ход игры: Логопед предлагает детям карточки с изображением предметов, дети должны выделить первый звук каждого слова, и, поочередно складывая их, образовать новое слово. Сначала приводится пример.

Карточки: корона, облако, мост – ком
санки, ослик, молоток – сом
дверь, огурец, машина – дом
морковь, аист, кран – мак

9. Развитие просодии.

– Мама купала малышку Милу и приговаривала такие слова:

Мама мыла Милу мылом

Мила мыло не любила.

(Чистоговорка читается от лица всех членов семьи по очереди, с изменением тембра и силы голоса) .

10. Знакомство с буквой “М”.

– Дети, а вы любите своих мам? (Да). Чтобы написать это прекрасное слово, надо познакомиться с буквой “М”. Посмотрите, на что похожа буква “М”. (Варианты ответов детей). Давайте вместе попробуем изобразить букву “М”.

Взялись за руки друзья.
И сказали: “Ты да я – это мы!”
А между тем
Получилась буква “М”.

А. Шибаев.

(Дети попарно берутся за руки, изображая букву “М”).

– Молодцы! А еще букву “М” можно выложить из счетных палочек.

Выкладывание буквы “М” из счётных палочек.

Игра “Уснули”.

Ход игры: Дети закрыли глазки. Логопед убирает одну счетную палочку. Дети должны восстановить букву “М”.

Пока глазки крепко спали,
Буквы в книжке меньше стали,
Свои глазки открывай
Что добавить, угадай! (Слова авторские)

Пальчиковая гимнастика “Моя семья”

Сжать пальчики в кулачок. Затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я
Вот и вся моя семья.

(На слова последней строчки ритмично сжимать и разжимать пальцы.)

Раскрашивание буквы в тетрадях.

11. Итог занятия.

– С какими звуками мы познакомились? Какой буквой они обозначаются?

Сюрпризный момент. Игра “Волшебная коробочка”.

– Дети вы сегодня так много называли хороших, добрых, ласковых слов со звуками [М], [М’]. Давайте еще раз их вспомним и произнесем в свои ладошки, и опустим их в волшебную коробочку. (Логопед достаёт из коробочки разноцветные звёздочки ). А теперь ребята посмотрите, ваши слова превратились в звездочки, это благодарность за хорошую работу на занятии.

Используемая литература:

  1. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов\ Пособие для логопедов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002 г.
  2. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. Метод. пособие – М.: ТЦ Сфера, 2004 г.
  3. Новикова Е.В. Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003 г.

Развитие фонематического слуха.

Фронтальное занятие. Старшая группа ОНР-III

Первый год обучения (I период)

Тема: Звуки «М»-«МЬ». Буква М. Второе занятие.

Цель:

  • Развитие фонематических процессов.

Задачи:

  1. Дальнейшая дифференциация понятий «звук-слово», «звук-буква»
  2. Уточнение слухового восприятия.
  3. Формирование фонематических представлений.
  4. Развитие фонематического анализа.
  5. Развитие слухоречевой памяти.

Материал:

  • Предметные картинки, сигналы (символы), мяч, магнитные буквы, фишки

План занятия.

1.​ Организационный момент.

2.​ Игра «Сосчитай гласные звуки».

Подними столько пальчиков, сколько слышишь гласных звуков (АУ О АУИ).

Какие звуки считали? (гласные)

Уточнение артикуляции гласных звуков.

3.​ — Какие согласные звуки учимся различать?

Сравнительная характеристика М — МЬ по артикуляционно-акустическим свойствам.

Чем отличаются?

Чем похожи?

В каких «домиках» живут?

Какой буквой обозначаем? Уточнение образа буквы М

4.​ Игра «Чьи ушки лучше слышат?»

Примерные слова:

мяч, мак, мышка,медведь, моет, милый, дом, смелый, мокрый, смешной .

Что буду делать я? (говорить слова)

-​ А вы? (поднимать нужный сигнал)

Какой сигнал вы поднимите, когда услышите звук М? (синий)

Звук МЬ? (зеленый)

Дети поднимают нужные сигналы.

5.​ Игра с мячом «Запомни и повтори».

Проговоривание «цепочек» слов. По три слова со звуками М МЬ.

Что вы говорили звуки или слова? (слова)

6.​ Игра «Кто больше вспомним слов?»

Со звуком М.

Со звуком МЬ

Раздаются цветные фишки (полосочки).

Что вы вспоминали? Слова)

Кто выиграл?

7.​ Игра «Не зевай, нужную картинку выбирай».

Картинки разложены на ковре. Мальчики выбирают на звук М, девочки на звук МЬ. По одной относят на свои места. Игра начинается и заканчивается по сигналу логопеда. Проверка.

Кто победил?

8.​ Игра «Волшебники».

Анализ слогов АМ МА МИ.

Сколько звуков слышишь?

Какой первый?

Работаем на маркерной доске. Сначала обозначаем звук нужным сигналом. Рисуем цветными фломастерами, затем подставляем магнитные буквы.

9.​ Чтение слогов.

АМ МА
ОМ МО
УМ МУ
ИМ МИ
ЭМ МЭ
МЫ

При чтении второго столбика дается инструкция:

Буквы «дружат».Сначала посмотри на вторую, она подскажет на какой гласный звук надо открыть рот потом, и как читать: мягко или твердо. Буква И подсказывает, что буква М перед ней обозначает мягкий звук. Здесь эту «одежду» (М) надел мягкий «братец» МЬ.

10.​ Итоги занятия.

Соболева Наталья Владимировна,
учитель-логопед высшей кв.категории,
ГБДОУ №73 кировского района,
г.Санкт-Петербург

Похожие статьи

© 2024 rsrub.ru. О современных технологиях кровли. Строительный портал.