Где жили украинцы в 17 веке. Повседневная жизнь народов украины, поволжья, сибири и северного кавказа

Не раз страдала муками политического самоопределения. В середине XVII века она, как и сегодня, металась между Западом и Востоком, постоянно меняя вектор развития. Неплохо было бы напомнить, чего стоила государству и народу Украины такая политика. Итак, Украина, XVII век.

Зачем Хмельницкому был нужен союз с Москвой?

В 1648 году Богдан Хмельницкий трижды разбил посланные против него польские войска: под Желтыми Водами, под Корсунем и под Пилявцами. По мере того, как разгоралась война и все более значимыми становились воинские победы, менялась и конечная цель борьбы. Начавший войну требованием ограниченной казачьей автономии в Надднепровщине, Хмельницкий уже воевал за освобождение от польской неволи всего украинского народа, и мечты о создании на освобожденной от поляков территории независимого украинского государства уже не казались чем-то несбыточным.

Поражение под Берестечком в 1651 году немного отрезвило Хмельницкого. Он осознал, что Украина еще слаба, в одиночку в войне с Польшей может и не устоять. Гетман начал искать союзника, а точнее, покровителя. Выбор Москвы как «старшего брата» вовсе не был предопределен. Хмельницкий вместе со старшинами всерьез рассматривали варианты стать союзником крымского хана, вассалом турецкого султана или вернуться в состав Речи Посполитой на правах конфедеративной составляющей общего государства. Выбор, как мы уже знаем, был сделан в пользу московского царя Алексея Михайловича.

А была ли Москве нужна Украина?

В отличие от нынешней ситуации, Москва вовсе не стремилась завлечь Украину в свои объятья. Принять в подданство украинских сепаратистов означало автоматическое объявление войны Речи Посполитой. А Польша XVII века - это крупное по тем меркам европейское государство, включавшее в себя огромные территории, ныне входящие в состав прибалтийских республик, Беларуси и Украины. Польша оказывала влияние на европейскую политику: не прошло еще и 50 лет, как ее жолнеры взяли Москву и посадили в Кремле на престол своего ставленника.

А Московское царство XVII столетия - это не Российская империя начала XX века. Прибалтика, Украина, Кавказ, Средняя Азия - еще чужие территории, в присоединенной Сибири еще и конь не валялся. Еще живы люди, помнящие кошмар Смутного времени, когда на кону стояло само существование России как независимого государства. В общем, война обещала быть долгой, с неясным исходом.

Кроме того, Москва боролась со Швецией за выход на Балтику и рассчитывала на Польшу как на будущего союзника. Короче, кроме головной боли, принятие Украины под свою руку не обещало московскому царю абсолютно ничего. Первое письмо с просьбой принять Украину в подданство Хмельницкий направил царю Алексею Михайловичу в 1648 году, но в течение 6 лет царь и бояре на все письма украинского гетмана отвечали отказом. Созванный в 1651 году для принятия решения Земский собор высказался, как сказали бы сегодня, за территориальную целостность польского государства.

Ситуация меняется

После победы под Берестечком поляки пошли на Украину карательным походом. На стороне польской короны выступили крымцы. Горели села, поляки казнили участников недавних боев, татары собирали полон на продажу. В разоряемой Украине начался голод. Московский царь отменил таможенные пошлины на вывозимое в Украину зерно, но это ситуацию не спасало. Уцелевшие после польских казней, татарских набегов и голода селяне толпами уходили в Московию и Молдавию. Волынь, Галичина, Брацлавщина потеряли до 40% своего населения. Снова в Москву поехали послы Хмельницкого с просьбами о помощи и защите.

Под рукой московского царя

В такой обстановке 1 октября 1653 года Земский собор принял судьбоносное для Украины решение о принятии ее в подданство, а 23 октября объявил войну Польше. К концу 1655 года совместными усилиями от поляков была освобождена вся Украина и Галицкая Русь (чего галичане не могут простить России до сегодняшнего дня).

Взятая под государеву руку Украина не была оккупирована или просто присоединена. Держава сохраняла свое административное устройство, свое независимое от Москвы судопроизводство, выборность гетмана, полковников, старшин и городского управления, украинская шляхта и миряне сохраняли за собой все имущество, привилегии и вольности, пожалованные им польскими властями. Практически Украина входила в состав Московского государства на правах автономного образования. Жесткий запрет вводился только на внешнеполитическую деятельность.

Парад честолюбств

В 1657 году умер Богдан Хмельницкий, оставив своим преемникам огромнейшее по своим размерам государство с определенной степенью самостоятельности, огражденное от внешней интервенции украинско-московским договором. И чем занялись паны-полковники? Правильно, дележом власти. Избранный на Чигиринской раде 1657 года гетманом Иван Выговской пользовался поддержкой на правобережье, но не имел никакой поддержки среди населения левого берега. Причиной нелюбви была прозападная ориентация новоизбранного гетмана. (Ой, как это знакомо!) На левобережье вспыхнуло восстание, лидерами стали кошевой атаман Запорожской Сечи Яков Барабаш и полтавский полковник Мартын Пушкарь.

Проблемная Украина

Чтобы справиться с выступившей оппозицией, Выговской призвал на помощь… крымских татар! После подавления мятежа крымчаки стали носиться по всей Украине, собирая пленных для невольничьего рынка в Кафе (Феодосия). Рейтинг гетмана упал до нуля. В Москву зачастили в поисках правды обиженные Выговским старшины и полковники, привозя с собой , от которых у царя и бояр голова шла кругом: налоги не собираются, 60.000 золотых, которые Москва прислала на содержание реестровых казаков, пропали неизвестно куда (ничего не напоминает?), гетман рубит головы строптивым полковникам и сотникам.

Измена

Для наведения порядка царь отправил в Украину экспедиционный корпус под командованием князя Трубецкого, которое потерпело поражение под Конотопом от объединенного украинско-татарского войска. Вместе с известием о поражении в Москву приходит весть об открытой измене Выговского. Гетман заключил договор с Польшей, согласно которому Украина возвращается в лоно Речи Посполитой, а та взамен предоставляет войско для войны с Москвой и упрочения положения украинского гетмана. (Гадячский договор1658 г.) Известие, что Выговской еще присягнул и крымскому хану, в Москве уже никого не удивило.

Новый гетман, новый договор

Заключенный Выговским договор не нашел поддержки в народе (еще свежа была память о польских порядках), подавленный было мятеж вспыхнул с новой силой. Гетмана покидают последние сторонники. Под давлением «старшины» (руководящей верхушки) он отрекается от булавы. Чтобы погасить пламя гражданской войны, выбирают гетманом сына Богдана Хмельницкого Юрия, надеясь, что за сыном национального героя пойдут все. Юрий Хмельницкий едет в Москву просить помощи для обескровленной гражданской войной Украины.

В Москве делегацию встретили без восторга. Измена присягавших на верность царю гетмана и полковников, гибель войска конкретно портили атмосферу на переговорах. Согласно условиям нового договора, автономия Украины урезалась, в целях контроля за ситуацией в крупных городах размещались воинские гарнизоны из московских стрельцов.

Новая измена

В 1660 году из Киева выступил отряд под командованием боярина Шереметева. (Россия, объявив в 1654 году Польше войну, все никак не могла ее закончить.) Юрий Хмельницкий со своим войском спешит на помощь, но спешит так, что никуда не успевает. Под Слободищем он натыкается на польское коронное войско, от которого терпит поражение и… заключает с поляками новый договор. Украина возвращается в состав Польши (правда, ни о какой автономии речи уже не идет) и обязуется выставить войско для войны с Россией.

Не желающее ложиться под Польшу левобережье выбирает своего гетмана, Якова Сомка, который подымает казачьи полки на войну против Юрия Хмельницкого и шлет в Москву послов с просьбами о помощи.

Руїна(укр.) - полный развал, разруха

Можно продолжать и дальше. Но картина будет бесконечно повторяться: еще не единожды полковники будут подымать бунты за право обладания гетманской булавой, и не раз будут перебегать из одного лагеря в другой. Правобережье и левобережье, выбирая своих гетманов, будут бесконечно воевать друг против друга. В историю Украины этот период вошел как «Руïна». (Очень красноречиво!) Подписывая новые договоры (с Польшей, Крымом или Россией) гетманы каждый раз расплачивались за военную поддержку политическими, экономическими и территориальными уступками. В конце концов, от былой «незалежності» осталась одна память.

После измены гетмана Мазепы Петр уничтожил последние остатки самостоятельности Украины, а само дышащее на ладан гетманство было упразднено в 1781 году, когда на Малороссию было распространено общее положение о губерниях. Вот так бесславно закончились попытки украинской элиты сидеть на двух стульях одновременно (или попеременно). Стулья раздвинулись, Украина упала и разбилась на несколько рядовых российских губерний.

Проблема выбора

Справедливости ради стоит сказать, что для украинского народа проблемы выбора между Западом и Востоком никогда не существовало. Восторженно принимая каждый шаг сближения с Россией, селяне и рядовые казаки всегда резко отрицательно встречали все попытки своего панства переметнуться в стан ее врагов. Ни Выговской, ни Юрий Хмельницкий, ни Мазепа не смогли собрать под свои знамена действительно народную армию, как Богдан Хмельницкий.

Повторится ли история?

Как утверждают сведущие люди, история все время повторяется, и нет ничего под солнцем такого, чего не было бы раньше. Сегодняшняя ситуация в Украине до боли напоминает события более чем трехсотлетней давности, когда страна, как и сегодня, стояла перед нелегким выбором между Западом и Востоком. Чтобы предсказать, чем все может закончиться, достаточно вспомнить, чем все завершилось 350 лет назад. Хватит ли у нынешней украинской элиты мудрости не ввергать страну, подобно предшественникам, в хаос и анархию, за которой последует полная утрата самостоятельности?

Сліпий казав: «Побачим».

Во второй половине XIX - начале XX вв. Украина оставалась в основном аграрной, а сельское население, составлявшее подавляющее большинство, занималось хлебопашеством, животноводством, садоводством.

В течение XIX в. усиливается процесс обезземеливания не только в связи с захватом пахотных земель и лугов помещиками, но и в результате усиления социального расслоения государственных и крепостных крестьян. Накануне реформы 1861 г. на Левобережной Украине в пользовании у крестьян было только 38%, а в степных районах 15% обрабатываемых земель. Подобное положение было и в других районах.

В XIX - начале XX вв. в большинстве районов Украины основной системой земледелия было трехполье, а также перелог, известные у восточных славян еще со времен Киевской Руси. Огненно-подсечная и двухпольная система, развитые в прошлом, до XIX в., из-за малой эффективности и трудоемкости почти не применялись.

Уважаемые пользователи! Не забывайте, пожалуйста, при копировании любых материалов данного сайта оставлять активную гиперссылку на копируемые материалы этого сайта.

Было широко распространено удобрение полей навозом. Твердых правил применения системы севооборота не существовало. Очередность посева на различных участках поля к выбор сельскохозяйственной культуры определялись хозяином поля или арендатором.

В южных районах Украины, где еще в конце XIX в. были значительные площади целинных и передоговых земель, сразу же после поднятия целины трехполье применялось редко. Здесь в течение длительного времени высевались одни и те же культуры.

По традиции большая часть пахотных земель засевалась озимой я яровой рожью - основными злаковыми культурами на территории Украины с древнейших времен. Пшеницу сеяли не везде и шла она в основном на продажу. До революции на Украине били распространены сорта пшеницы: яровая - "полтавка", озимая - "банатка", "ледянка горькая". Пшеница издавна занимала основное место среди посевов зерновых в южных степных районах, в Закарпатье и частично в Лесостепной зоне, на богатых черноземах. На Слобожанщине и Полтавщине сеяли преимущественно яровую пшеницу, на Киевщине, Подолии и Волыни - озимую. Сеяли также ячмень, особенно на юге Украины, гречиху, просо, горох, фасоль, лен, коноплю. Волынь славилась хмелем.

В конце 17 в. на Украине в основном на юге появляется кукуруза, не получившая впрочем в дореволюционный период широкого распространения. С конца 18 в. выращиваются картофель и подсолнух.

Из овощных культур наиболее распространенными были свекла, морковь, огурцы, капуста, лук, чеснок, петрушка и бахчевые. Одной из характерных черт украинского села, которую отмечали многие путешественники еще в 16-17 вв., было обилие садов (яблони, груши, сливы, вишни). Сады выращивались преимущественно при усадьбах. 1ироко применялись народные методы прививки лучших сортов: разведение молодых деревьев "из пня", отсадка присыпанных ранее веток и т.д. В бедняцких хозяйствах вследствие малоземелья сад был нередко одновременно лугом, сенокосом и огородом.

Важное место в сельском хозяйстве Украины занимало животноводство. Разводили преимущественно коров красной степной породы, холмогорку, ярославскую и пр. Выращивали также породистых лошадей: степную украинскую , русскую рысистую, орловскую и т.д. Издавна на Украине было развито овцеводство. Среди множества пород овец предпочтение отдавалось решетиловскоя (черной) и сокольской (серой). Разводили также свиней, коз, домашнюю птицу, занимались пчеловодством. Пчел держали в ульях-дуплянках, "соломянках", "мазанках". К концу XIX в. появляются рамочные ульи.

Во многих районах Украины была развито рыболовство, преимущественно речное. Рыбу ловили плетеными из лозы вершами, а также сетями, ятерями, подсаками, саками, переметами и т.д.

Охота большого значения в хозяйстве украинцев не имела. Орудия охоты были такими же, как у русских и белорусов. Применялись "тенета" и "перевисищи" - сети для ловли птиц и мелких животных, использовалось и огнестрельное оружие. В лесах Карпат и Полесья охотились на оленей, косуль, диких свиней, волков.

В тяжелейших социально-экономических условиях феодального, а позднее капиталистического гнета крестьянство Украины развивало и совершенствовало орудия труда, создавало различные приемы обработки почвы, обогащаю сельское хозяйство новыми сортам и видами полевых, огородных и садовых культур, развивало животноводство.

Хозяйственному и культурному обмену между Россией и Украиной, а также Левобережьем и Правобережьем заметно содействовало воссоединение Украины с Россией. Для хозяйства Украины открылись широкие возможности использования достижений русской земледельческой культуры, в частности разведения новых овощных культур и культурных трав.

Этнокультурные связи в сфере сельского хозяйства имели характер взаимовлияний. Так, пшеница "полтавская" была исходным сортом "саратовской", в то же время метод добычи масла из семян подсолнуха украинцы переняли у русских; на Украине разводили завезенных из русских и белорусских губерний лошадей и крупный рогатый скот.

На Украине издавна известны три вида тягловых пахотных орудий: плуг, рало и соха. Для большинства районов Украины характерны плодородные, но тяжелые для обработки почвы. Наиболее распространенным пахотным орудием здесь издавна были плуг и рало.

Рало является одним из древнейших пахотных орудий. Железные наральники выявлены археологами на территории современной Украины в поселениях первых веков нашей эры. Если же учесть, что для некоторых видов рала, распространенных в прошлом на территории Украины , Белоруссии и Литвы, наральник делался из твердых, обожженных для прочности пород дерева, то вполне вероятно, что рало могло появиться намного раньше. В процессе эволюции от простейших форм к более сложным рало приобрело некоторые специфические конструктивные черты. Варианты рала, бытовавшие на Украине в ХУШ-ХІХ вв., сводятся к двум основным разновидностям: однозубые и многозубые. Однозубое делалось без полоза и с полозом. Рало с полозом отличалось от бесполезного положением ральника, его формой, способом соединения с грядильо ("стебло"). В первом случае ральник забивали в грядиль, а во втором - грядиль забивали в отверстие в ручке, составлявшей единое целое с ральником. Широко распространены были также типы рала, переходные между полозовым и бесполозовым. Однозубим ралом в XIX в. пахали, как правило, мягкий грунт, пар под озимые, землю для баштана, гречихи, картофеля, проса, конопли. Тягловой силой была пара волов «воловье рало», или один вол, которого запрягали в ярмо «бовкун», а также пара лошадей «киньске рало», запряженных в шлею «до штельваги з орчиками». Запрягали и одного коня

с хомутом или дугой. В бедняцких хозяйствах рало, требующее меньшей тягловой силе было основным пехотным орудием. В зажиточных хозяйствах для повторной обработки почвы как культиватор использовалось более производительное многозубое рало. В зависимости от тягловой силы это рало делали большим (воловое) или меньшим (лошадиное). По конструктивным особенностям различались три основных типа многозубого рала: граблеподобное с прямоугольной раной и боронообразное. Граблеподобное рало по форме напоминало грабли, хотя и отличалось от них размерами, количеством зубьев -колышков (от 2 до 20) и их формой. Рало с треугольной рамой находилось в генетической связи с граблеподобнык ралом, представляя собой его более поздний тип. Древнейший тип бороноподобного рала был конструктивно сходен с бороной-смыком. Он сформировался, очевидно, на основе бесполозового рала и бороны.

В каждой этнографической зоне Украины были распространены свои варианты рала. В южных и западных районах Полесья и Лесостепи бытовали древнейшие типы бесполозового однозубого и многозубого рала с прямоугольной рамой; на Подолни - однозубое с полозом-, сходное с ралом молдаван, южных и западных славян. Ег Украины был районом распространения преимущественно нногозубых типов рала (граблеподобного о треугольной рамой). На Левобережье и Слобожанщяне бытовали разные виды и однозубого и многозубого рала. На севере Полесья и в некоторых районах центральной Украины пахали сохой (литовка, украинка, одноконха, паро-конка и т.д.). Д.К.Зеленин указывал на неточность названия сохи "литовка", поскольку эта соха не характерна для литовцев, предложил назвать эту соху "полесской".

Вторым важнейшим пахотным орудием украинцев бнл деревянный плуг с железным лемехом и череслом.

До революции на Украине в основном применялись плуги трех видов: традиционные деревянные на колесном передке с железным лемехом и череслом, различные модификации традиционного плуга и фабричные. Последние получили распространение с конца XIX в. Все разнообразие вариантов традиционного плуга украинские этнографы сводят к двуя типам: с неподвижной и передвижной полицей. Второй из них был меньше распространен, только в горных районах Карпат. Плуги были разных размеров и в зависимости от этого в них запрягали от 2 до 4 пар волов. Более тяжелыми пахали в степных районах, а легкие применяли в зоне лесостепи и в южных районах Полесья. На стыке зон применялись плуг и соха.

Бытовавшие на Украине в конце XIX - начале XX вв. традиционнее сохи по конструктивным признакам подразделяются на два " типа: I) беспередковая соха с непереставной полицей, в которой грядиль отсутствовала, а рассоха (кусок дерева с развилиной на конце, служившей для надевания сошников) забивалась задним концом в отверстие поперечного валика; 2) передковая соха - рассоха забивалась снизу в отверстие на грядиле. Каждый из этих типов сох имел ряд названий. Первый тип называли московской, односторонкой, плашкой и пр. Наиболее приемлем; очевидно, термий "односторонка", так как подобные сохи, с непереставной полицей, отвал земли производили только на одну сторону. Другой тип известен под названием полесская, "двухпалицева", "п1дляськая в т.д. Крестьяне часто называли ее сохой-рогачом или паристой сохой. Соха-рогач или же полесская была распространена на правобережном украинском Полесье. Для Левобережья более характерна сохводносторовка. Оба типа сохи были двузубые.

В каждом из этих типов сох можно выделить ряд вариантов. На Левобережье и Слобожанщине, в районе, где помещики вводили соху принудительно, крестьяне вносили в ее конструкцию ряд изменения, заимствуя некоторые детали из плуга. В результате возникли переходные формы и варианты от сохи к плугу.

Одновременно с тягловыми украинское крестьянство применяло и разнообразные ручные орудия обработки земле - мотыгу; сапу, заступ и т.д. В ХУ1-Х1Х вв. эти орудия использовались главным образом для обработки огородных участков.

Традиционным способом сеяния у украинцев как и у других земледельческих народов Восточной и Центральной Европы, было сеяние вручную. На большинстве территории Украины полевые культуры сеял из мешка ("сіва"). На Полесье, в некоторых районах Лесостепи, Левобережья украинцы как и русские и белорусы сеяли из специальных сеялок - коробок из дерева, коры, лозы или соломы ("сіваньки", "сіяника", "сенника"). На Буковине для этой цели употреблялось деревянное ведро с длинной дужкой ("скокец").

Огородные и пропашные культуры сажали в борозды или в небольшие ямки, бросая в них семена или сажая рассаду. Это делали обычно женщины.

При обработке земли значительную роль играла борона. Борову использовали для разрыхления пахоты, очищения почвы от сорняков перед посевом ("скородіння") к прикрывания семян после посева (волочіння). На Украине делали преимущественно трапецевидные бороны с прямой или округлой передней планкой. В бедняцких хозяйствах, вплоть до революции, пользовались простевшей бороной волокушей ("гілляка") - деревом, которое волочили комлем вперед, и "вершалиною" - верхушкой дерева с обрубленными ветками. В некоторых районах Юга Украины и Закарпатья в качестве бороны применялись ветки терна, привязанные к палкам или соединенные вместе. На севере Украины применялась борона из лозин, перевязанных "калачиками" в виде рамы ("лозоватка"). В месте перевязки вставлялись деревянные колья ("чопи"). На Полесье даже в брусковую борову колья не всегда вбивали, а привязывали лозою. Более совершенной была брусковая борона, которая делалась в виде рамы с бруском с забитыми в них деревянными гвоздями. Этот тип бороны, известный славянам еще со времен Древней Руси, в XIX в. был наиболее распространен на территории Украины. При бороновании украинцы , в отличие от западных славян, брусковую борову обычно цепляли углом вперед, что уменьшало нагрузку на лошадь и обеспечивало более широкий захват. При одновременном боронованяя несколькими боронами применялись различные приемы их крепления: при одноконной упряжке (Левобережье и Восточное полесье) - "ключом", на Правобережье - в ряд, углом вперед.

Основным орудием уборки колосовых у украинцев , как и у других европейских народов, был серп. В XIX в. серпами жали рожь, пшеницу, ячмень, реже - просо, остальные злаки собирались преимущественно косой, оборудованной "грабками", прикрепленными к косе зубьями в виде грабель. Сено косилось без грабок. В конце XIX в. все больнее распространение получает коса "литовка", хотя серп еще длительное время бытовал в ряде районов, особенно на Полесье и Лесостепи, для ковения камыша и некоторых зерновых.. В некоторых районах Подолии и Юга Украины применялся "тирпан" -самодельное орудие с коротким держаком из укороченной косы. На Украине зафиксировано три способа самодельных приспособлений к косам: коса с грабками, "на крюк" и "на лучок".

Повсеместно в сельском хозяйстве применялись разнообразные грабли, вилы, мач, сохар, грибачки, сукачки.

Скошенный хлеб - рожь, пшеницу, ячмень, а также гречиху, просо, овес на Украине вязали в снопы. Для перевесел использовалась влажная солома. Сноп был как бы единицей измерения зажиточности. Снопами расплачивались с бедняками за работу на поле. Складывались снопы в копны по 10, 30 и более снопов, преимущественно крестом. Бобовые культуры в снопы не вязали. Подсохшие в, поле снопы доставлялись на глиняные утрамбованные токи. Первый обмолот у бедных крестьян был особенно долгожданным для изголодавшейся семьи.

Основным орудием обмолота у украинцев , как и у большинства европейских народов, был цеп ("ціп"). В разных районах Украины его размеры и название отдельных частей были различны. Держак, например, назывался на Закарпатье "ручник", "держано",бич назывался "бичук" - на Сумщине и Черниговщине, "билень на Винничине и Житомирщине, "биях", "ціпець" - на Закарпатье, "б"ях" - на Волыни я т.д.

Наиболее распространенным на Украине в 18-19 вв. был цеп с ременной связью (капици, увязь). Капица крепилась на биче, как правило неподвижно, рипица на держаке двигалась вокруг "узголовья". На Юге Украины применялась молотьба чаще деревянным или каменным катком ("гарман") с продольными ребрами, который волочили лошади. На Юге применялась также молотьба гоном ~ ногами домашних животных и молотильной доской ("чертка", "деканка").

При веянии зерно обычно подбрасывали лопатой на ветру.

Зимой веяли на лед, чтобы зерно было чистым. Мололи хлеб на ручных жорнах (беднейшее крестьянство) или на мельницах. В XIX в, на Украине были распространены преимущественно стержневые ветряные мельницы с 1, 6 или 8 крыльями ("раменами"), а на реках водяные ("млини"). В конце XIX в. появляются у богатых крестьян паровые мельницы.

В этот же период прежде всего У зажиточных крестьян а частично середняков, появляется и другая сельскохозяйственная техника фабричного производства: культиваторы, конные молотилки, сеялки, веялки и т.д. При этой модификация и усовершенствование сельскохозяйственных орудий и машин проходили в тесной связи с развитием традиционных орудий и использованием многовекового народного опыта. Примером народной переработки фабричных плугов может служить так называемый "беспередковый" полесский плуг. Он имел деревянную прямую или выгнутую грядиль, деревянную или железную подошву и железный лемех треугольной формы.

Из фабричных плугов наиболее приемлемым среди крестьян считались плуги Вржесинского и Васильчикова, культурный Ь I, Рязанского общества. Гене, "ОКС" и др. Выбор плуга во многой зависел от качества грунта. Например, пахота тучных черноземов с большим эффектом проводилась тяжелыми плугами. Распространение на Украине в конце XIX в. фабричных культиваторов (экстирпаторов, грубберов и др.), дорогих и малодоступных для широких крестьянских масс, содействовало усовершенствованию традиционного многозубого рала. Изготовленные в мастерских и сельских кузницах культиваторы, сконструированные на основе рала, пользовались большим спросом.

На Югe Украины покупные машины распространялись в большей мере. Здесь (проникновение капитализма в сельское хозяйство шло интенсивнее, чем в других районах Украины, особенно в Полесье и Карпатах, где пережитки феодально-крепостнических отношений были особенно сильны. Однако и здесь бедняцкая часть крестьянства продолжала пользоваться в значительной мере примитивными сельскохозяйственными орудиями.

Итак, в XIX - начале XX вв., несмотря на ряд технологических нововведений я внедрение более совершенных земледельческих

машин, качественных изменений сельскохозяйственной техники у основной массы украинского крестьянства не произошло, вследствие сохранения значительных пережитков феодализма - малоземелье, отработки, тяжелые налоги и подати.

После победы Великой Октябрьской социалистической революции национализация земли и другие социально-экономические преобразования оказали решающее влияние на подъем сельскохозяйственного производства, развитие и усовершенствование сельскохозяйственной техники. Процессы эти ускорились после проведенной в стране коллективизации сельского хозяйства. Колхозы и совхозы стали центрами распространения передовой агротехнической культуры и новой сельскохозяйственной техники.

Большую роль в социалистическом преобразовании украинского села сыграли рабочие, которые постепенно передавали крестьянству знания и опыт овладения техникой. Крестьянская молодежь сама активно взялась за учебу, стремясь овладеть новой техникой. Среди колхозного крестьянства особенно почетной становится профессия механизатора.

Если при капитализме, а тем более в феодальный период, конструкция земледельческих орудий в значительной степени зависела от характера почвы, то в наше время созданы благоприятные возможности для вспашки самых тяжелых почв современной сельскохозяйственной техникой. Достижения советской агрономической науки обеспечили значительное повышение качества почв даже в ранее малопригодных для земледелия районах.

Колхозный строй открыл путь к ведению хозяйства на основе достижений современной науки. Современное сельское хозяйство Украинской ССР многоотраслевое, его успехи определяются не только благоприятными природными и климатическими условиями республики, но и плановым развитием экономики.. В то же время сохраняется региональный аспект сельскохозяйственной специализации. Лесостепь - район, где в основном выращивают свеклу, озимую пшеницу, рожь, садовые культуры. Здесь развито птицеводство, полутонкорунное овцеводство. Южные и центральные районы специализируются на производстве товарного зерна (озимая пшеница, кукуруза). Важную роль здесь играют садоводство, выращивание бахчевых культур, винограда, животноводство и скотоводство. В Полесье развивается мясо-молочное животноводство, свиноводство.

Это основной район выращивания картофеля и льна-долгунца. В районах Карпат специализируется также на мясо-молочном животноводстве и разведении овец. В Закарпатье развиты садоводство и виноградарство. Несколько специализированных конных заводов Украинской ССР разводят лошадей, которые еще используются, в незначительно« количестве, в сельской хозяйстве. Наиболее распространены породы лошадей - рысистая, орловская, рысистая российская, буденовская, донская, тяжеловозы и т.д.

На Украине многие хозяйства специализируются на выращивании технических культур, сырья для парфюмерии. В колхозах и совхозах продолжает развиваться и такая высокодоходная отрасль хозяйства, как пчеловодство. На Юге культивируется новая для Украины отрасль хозяйства - шелководство.

Значительно развито рыболовство, особенно в искусственных морях - водохранилищах. На промышленную основу поставлено разведение пушного зверя. Проводятся крупные мероприятия по охране окружающей среды и животного мира. На Украине создана целая сеть заповедников - Аскания-Нова (Херсонская обл.), Хомутовская Степь (Сумская обл.). Каменная Могила (Запорожская обл.), Черногорский (Закарпатская, Львовская и Иввно-Франковская обл.), Велико-Анадольский лес, Стрилецкая степь (Донецкая обл.), Крымский государственный заповедник им.Куйбышева и др. Создано несколько дендрариев: Александрия (Киевская обл.), Софиевка (Черкасская обл.), Конча-Заспа (Киевская обл.), Конотопское (Сумская обл.), Печенеги (Киевская обл.), Диканкское(Полтавская обл.), Тростянецкий (Черниговская обл.) и др.

В XIV веке территория Южной Руси перешла под контроль Великого княжества Литовского, Польши и Венгрии. Крым, прежде находившийся под влиянием Византии и Руси, попал в руки татар. В XVI-XVII веках развернулось противоборство за украинские земли между Польско-Литовским государством, великим княжеством Московским и турецко-татарскими силами. Завоевание Москвой в 1500-1503 годах принадлежащих Литве северных княжеств с центром в Чернигове усилило тяготение части православного украинского населения к Московии.

Со времён Люблинской унии (1569 год) Украина почти целиком находилась в административном подчинении Речи Посполитой. При этом сохранялись значительные различия между находящейся на западе Украины Галицией, принадлежавшей уже в XIV веке Польше, и областями на востоке и юге, которые были частью Великого княжества Литовского, но в большей степени сохраняли своё своеобразие, и прежде всего приверженность православию. В то время как знать постепенно инкорпорировалась в ряды шляхты Польского королевства и переходила в католичество, крестьянское население повсеместно сохраняло свою православную веру и язык. Часть крестьянства была закрепощена. Значительные изменения происходили среди городского населения, которое частично вытеснялось поляками, немцами, евреями и армянами. Оставила свой след в политической истории Украины и европейская Реформация, которая в Польско-Литовском государстве потерпела поражение. Проблему православного населения католическая элита пыталась решить с помощью Брестской унии 1596 года, которая подчинила православную церковь Украины Римскому Папе. В результате возникла униатская церковь, которая имеет также ряд отличий от православия в ритуале. Наряду с униатством и католичеством сохраняется православие. Киевская Коллегия (высшее духовное учебное заведение) становится центром возрождения украинской культуры.

Усиливающийся гнёт шляхты вынуждал украинские крестьянские массы бежать на юг и юго-восток региона. В нижнем течении Днепра, за Днепровскими порогами, в начале XVI века возникло казацкое сообщество, находившееся в относительной зависимости от Польско-Литовского королевства. По своей социально-политической организации это сообщество было аналогично образованиям русских казаков на Дону, Волге, Яике и Тереке; между военной организацией днепровских казаков — Запорожской Сечью (возникла в 1556 году) — и русскими казацкими образованиями существовали отношения братства по оружию, и все они, в том числе Запорожская Сечь, являлись важнейшим политическим и военным фактором на границе со Степью. Именно это украинское казацкое общество сыграло в середине XVII века решающую роль в политическом развитии Украины. В начале XVII века под руководством гетмана Сагайдачного (гетманство с перерывами в 1605-1622 годах) Сечь превратилась в мощный военно-политический центр, действующий в целом в русле польской политики. Сечь представляла собой республику во главе с гетманом, опиравшимся на казацкую старшину (верхи, противостоящие «голытьбе»).

В XVI-XVII веках на стремление поляков установить более полный контроль над Сечью казаки ответили рядом мощных восстаний против шляхты и католического духовенства. В 1648 году восстание возглавил Богдан Хмельницкий. В результате нескольких успешных походов войску Б. Хмельницкого удалось распространить влияние Запорожской Сечи на большую часть Украины. Однако возникшее украинское государственное образование было слабым и не могло в одиночку противостоять Польше. Перед Б. Хмельницким и офицерами высшего казацкого крута встал вопрос выбора союзников. Первоначальная ставка Б. Хмельницкого на Крымское ханство (1648 год) не оправдалась, поскольку крымские татары были склонны к сепаратным переговорам с поляками.

Союз с Московским государством после нескольких лет колебаний царя Алексея (нежелание вступать в новый конфликт с Речью Посполитой) был заключён в 1654 году в Переяславле (Переяславская Рада). Казацкому войску как основному военно-политическому институту Украины гарантировались его привилегии, собственное право и судопроизводство, самоуправление со свободными выборами гетмана, ограниченная внешнеполитическая деятельность. Привилегии и права самоуправления гарантировались присягнувшему на верность русскому царю украинскому дворянству, митрополиту и городам Украины.

Начавшаяся в 1654 году война России с Польско-Литовским государством в целом негативно сказалась на союзе днепровских казаков с русским царём. В условиях перемирия Москвы с Польско-Литовским государством Б. Хмельницкий пошёл на сближение со Швецией, Бранденбургом и Трансильванией, вступившими в вооружённую борьбу с поляками. При этом роль казаков Б. Хмельницкого была весьма весомой. Так, в начале 1657 года 30-тысячное войско киевского старшины Ждановича, соединившись с армией трансильванского князя Дьёрдя II Ракоци, достигло Варшавы. Однако закрепить данный успех не удалось.

В середине XVII века развернулась ожесточённая борьба за территорию Сечи между Россией, Польшей и Османской империей. В этой борьбе гетманы занимали различные позиции, иногда действовали самостоятельно. Гетман И. Выговский (1657-1659 годы) заключил союз со Швецией, которая господствовала в это время в Польше (предвосхитив политику Мазепы). Одержав победу над пророссийскими силами под Полтавой в 1658 году, Выговский заключил Годячский мир с Польшей, предполагавший возвращение Украины под власть польского короля в качестве Великого княжества Русского. Под Конотопом войска Выговского в 1659 году одержали победу над войсками Московского царства и его союзниками. Однако следующая рада поддержала пророссийски настроенного Ю. Хмельницкого (1659-1663 годов), который сменил Выговского и заключил новый Переяславский договор с Россией. По этому договору Украина стала автономной частью Московского царства.

Однако после неудач в войне с Польшей в 1660 году был заключён Слободищенский договор 1660 года, превративший Украину в автономную часть Речи Посполитой. Левобережная Украина не признала соглашение и присягнула царю. Не желая продолжать гражданскую войну, Ю. Хмельницкий постригся в монахи, а гетманом Правобережья был избран П. Тетеря (1663-1665 годы), а Левобережья — И. Брюховецкий (1663-1668 годы), которого сменил Д. Многорешный (1669-1672 годы).

Восстание 1648-1654 годов и последовавший за ним период смуты («Руина») иногда трактуется в историографии как раннебуржуазная или национальная революция (по аналогии с другими революциями XVI-XVII веков).

Андрусовское перемирие Москвы с поляками (1667 год) институционализировало раскол Украины: регионы на левом берегу Днепра отошли Московскому государству, а право-бережные вновь попали под политико-административный контроль поляков. Этот раздел, равно как и установленный над Запорожской Сечью по Андрусовскому договору протекторат обеих держав, вызвал многочисленные восстания казаков, безуспешно пытавшихся достичь объединения обеих частей Украины.

В 1660-1670-х годах на Украине шла ожесточённая гражданская война, в которой участвовали Польша, Россия, а затем и Османская империя, под покровительство которой перешёл правобережный гетман П. Дорошенко (1665-1676 год). Эта борьба разорила Правобережье, нанесла большой ущерб левому берегу и завершилась разделом Украины по Бахчисарайскому договору 1681 года России с Турцией и Крымским ханством и «Вечному миру» России с Польшей 1686 года. Территории трёх государств сходились в районе Киева, который остался за Россией и входившей в её состав гетманской Украиной (гетман И. Самойлович, 1672-1687 годы).

Украина была разделена на ряд территорий:

1) левобережное Гетманство, сохранявшее значительную автономию внутри России;

2) Запорожскую Сечь, сохранявшую автономию в отношении гетмана;

3) правобережное Гетманство, сохранявшее автономию в составе Речи Посполитой (к 1680-м годам фактически разделено между Польшей и Турцией);

4) Галицию, интегрированную в Польское королевство с конца XIV века;

5) венгерскую Карпатскую Украину;

6) принадлежавшую Османской империи Буковину и Подолье (до 1699 года);

7) очищенные от украинского населения районы Степи и нейтральные территории, вплоть до Киевщины;

8) Слободскую Украину — восточные районы левобережного Гетманства, чьи полки непосредственно подчинялись московским воеводам в Белгороде.

Институтами московского контроля за сохранявшими значительную автономию левобережным Гетманством и Слободской Украиной были: учреждённый в 1663 году Мало-российский Приказ, небольшие российские гарнизоны в отдельных украинских городах. Между Гетманством и Московским государством (в допетровский период) существовала таможенная граница.

Более жёсткое институциональное закрепление Левобережья и Слободской Украины, а затем и части Правобережной Украины происходит в царствование Петра I. В 1708 году украинский гетман Иван Мазепа вступил в союз с военно-политическим противником Петра — королём Швеции Карлом XII. В ответ русская армия сожгла гетманскую столицу Батурин. Победа Петра I над шведами под Полтавой (1709 год) означала существенное ограничение широкой политической автономии Украины. Институционально это выражалось в расширении административной и правовой компетенции Малороссийской Коллегии, управлявшей делами на Украине, ликвидации таможенной границы, ростом экономических изъятий прибавочного продукта с украинских территорий для нужд расширявшейся Российской империи.

Стабилизация института гетманства при императрице Елизавете Петровне сменилась резкой политикой централизации во времена правления Екатерины И. В 1765 году Слободская Украина стала обычной провинцией Российской империи. В 1764 году был ликвидирован институт гетманства, а в начале 1780-х годах введена российская система управления и сбора налогов. В 1775 году русские войска разрушили Запорожскую Сечь, часть запорожских казаков переселилась на Кубань, а часть казачества в более северных районах перешла в категорию государственных крестьян. Одновременно с раздачей земель русским помещикам происходит включение части казацкой верхушки в состав российского дворянства. Территория Украины стала именоваться Малороссией. В 1783 году к России было присоединено Крымское ханство.

В результате трёх разделов Речи Посполитой (1772, 1793 и 1795 годы) почти вся территория Украины вошла в состав Российской империи. Галиция, Закарпатье и Буковина стали частями Австрийской империи.


45 млн. Происхождение названия в значении "край, крайна" восходит ко времени существования древнерусского государства - Киевской Руси. Так в XII-XIII вв. называли его южные и юго-западные земли - правобережное Поднепровье: Киевщину, Переяславщину, Чернигово-Северщину, ставшие центром формирования украинской народности. Впоследствии название Украина закрепилось за всей этнической территорией. Основное занятие украинцев - земледелие регламентировало уклад жизни крестьянской семьи и общины в целом. Зерно и приготовленные из него продукты (каша, кутья, каравай) в качестве атрибутов присутствовали практически во всех обрядах календарного цикла и обрядах, связанных с жизненным циклом человека. Хлеб у украинцев, как и у многих других народов, являлся символом гостеприимства. В хате на столе всегда были хлеб и соль. Очевидцы отмечали, что гостей украинцы принимали радушно и ласково, ничего не жалея для дорогого гостя. В горных районах Карпат преобладало скотоводство.

Поселения и жилища

Села украинцев располагались вблизи рек, занимая земли, не пригодные под пашню. В степных районах строили хуторские поселения. Основным жилищем украинцев была глинобитная беленая хата с высокой четырехскатной крышей, крытой соломой или камышом, края которой значительно выступали над стенами, защищая обитателей хаты от холода зимой и от зноя летом. Для дополнительного утепления зимой стены хаты обкладывали соломой. Чистые, выбеленные хаты почти всегда были окружены садиками, а легкий плетень и неглухие сколоченные из жердей ворота давали возможность увидеть двор и его обитателей. Хозяйка и ее дочери подбеливали хату после каждого ливня, а также трижды в течении года: к Пасхе, Троице и Покрову. Жилище. Печь занимала почти четвертую часть хаты и находилась в левом углу от входа. Угол этот назывался "напечный". Напротив печного угла располагался красный угол - "покуття". Здесь на полочках - божницах стояли иконы, называвшиеся благословенными, так как ими благословляли хозяина, хозяйку и их сыновей перед венчанием. Иконы покрывались узорными полотенцами - "божныками". Угол справа от дверей, названный "глухим", имел исключительно хозяйственное назначение.

Одежда

Основным компонентом традиционного украинского костюма как женского, так и мужского была рубаха - "сорочка", изготовленная из льняной домотканины и украшенная вышивкой или тканым узором. Вышивка, как правило, на женских сорочках располагалась по подолу, плечевой части рукава, плечевой вставке - "уставке" и грудном разрезе; на мужской сорочке вышивали горловину и манжеты.

У мужчин рубаха, по восточной традиции, заправлялась в штаны. Главным образом украшались те участки сорочки, которые не закрывались другими частями костюма. В женском костюме украинцев сохранился наиболее древний тип поясной одежды, состоящий из куска ткани, обертываемой вокруг талии и закрепляющейся при помощи завязок или пояса, который мог быть тканым, плетеным или вязаным. Такая одежда представлена "запаской", "дергой" и "плахтой" с попередницею (фартуком). Обязательным компонентом праздничного костюма была безрукавка - "керсетка". Ее часто шили из дорогих нарядных тканей и летом, выходя на улицу, надевали на сорочку и поясную одежду, а зимой - под верхнюю одежду. Керсетка девушек, молодых и пожилых женщин отличалась красочностью ткани и отделки. Непременной принадлежностью женского костюма был головной убор, который у украинки-"дивчины" состоял из головной повязки или венка из цветов с лентами, а у замужней "жинки" - из чепца "очипка", покрытого, в зависимости от времени года, ситцевым платком или шерстяной шалью. В праздники надевали кожаные "черевики" - сапоги зеленого или красного цвета. Завершали живописный костюм украинки украшения: "намисто" - связки стеклянных бус, "корали"- связки бус из натуральных и искусственных кораллов, "дукачи" - металлические медальоны и банты, а также сережки и кольца - изделия широко развитого золотарного промысла, приобретавшиеся на ярмарках.

Русины

Культура близка полякам, чехам. Природно-географические условия Карпатского региона предопределили своеобразие культуры его населения, известного под названием русины, или гуцулы. Несмотря на то, что эта группа украинского народа проживала в отрыве от него в силу территориально-политической отчужденности, она не утратила культурно-исторического единства со своим этносом. Гуцульщина славилась керамическими изделиями. Особое впечатление на входящего в гуцульскую хату производила печь, внутренняя часть дымохода которой - камин - была выложена изразцами - "кахлями". Камин складывается из двух-трех ярусов изразцов, замкнутых в верхней и нижней части рядами узких карнизов. Завершали верхний край камина два-три фронтона - "скрыжали" и "шишки" под углом. На изразцах изображались сцены из жизни гуцулов, церкви, кресты, лики святых, австрийский герб, цветы. Глиняные изделия привлекали внимание совершенством форм, разнообразием декора и цветовой гаммой - коричневой, желтой и зеленой. Все изделия покрывались глазурью, которая блестела, создавая в хате даже в пасмурные дни атмосферу праздничности и нарядности.



Украинцы, также как русские и белорусы, относятся к восточным славянам. В состав украинцев входят карпатские (бойки, гуцулы, лемки) и полесские (литвины, полищуки) этнографические группы. Формирование украинского народа происходило в XII-XV веках на основе части населения, входившего до этого в состав Киевской Руси.

В период политической раздробленности в связи с имевшимися местными особенностями языка, культуры и быта создались условия для формирования трёх восточнославянских народов (украинцев, и русских). Основными историческими центрами становления украинской народности были Киевщина, Переяславщина, Черниговщина. Помимо постоянных набегов монголо-татар, продолжавшихся до XV, века с XIII века украинцы подверглись венгерскому, польскому и молдавскому нашествиям. Однако постоянное сопротивление завоевателям способствовало объединению украинцев. Не последняя роль в становлении украинского государства принадлежит казачеству образовавшему Запорожскую Сечь, ставшую политическим оплотом украинцев.

В XVI веке сложился древнеукраинский язык. Современный украинский литературный язык сформировался на рубеже XVIII-XIXвеков.

В XVIIвеке в результате освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого была образована Гетманщина, которая в 1654 году вошла в состав России как автономное государство. Это событие историки считают предпосылкой объединения украинских земель.

Хотя слово «украина» было известно ещё в XIIвеке, употреблялось оно тогда лишь для обозначения «крайних» южных и юго-западных частей древнерусских земель. Вплоть до конца позапрошлого века жителей современной Украины называли малороссами и считали одной из этнографических групп русских.

Традиционным занятием украинцев, которое определило место их проживания (плодородные южные земли), было земледелие. Они выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, гречиху, овёс, коноплю, лён, кукурузу, табак, подсолнечник, картофель, огурцы, свёклу, репу, лук и другие культуры.

Земледелию как обычно сопутствовало скотоводство (крупный рогатый скот, овцы, лошади, свиньи, домашняя птица). Менее значительно были развиты пчеловодство и рыболовство. Наряду с этим были распространены разнообразные промыслы и ремёсла — ткачество, производство стекла, гончарный, деревообрабатывающий, кожевенный и другие.

Национальное жилище украинцев: избы (хаты), глинобитные или срубные, побелённые изнутри и снаружи были довольно близки к русским. Крыша обычно делалась четырёхскатной соломенной, а также из камыша или дранки. В ряде районов вплоть до начала прошлого века жилище оставалось курным или полукурным. Интерьер даже в разных районах был однотипным: на входе справа или слева в углу располагалась печь, повёрнутая устьем к длинной стороне дома. По диагонали от неё в другом углу (парадном) крашенном вышитыми рушниками, цветами, висели иконы, стоял обеденный стол. Вдоль стен располагались лавки для сиденья. К печи примыкал настил для спанья. Крестьянский состоял в зависимости от зажиточности хозяина из одной или несколько хозяйственных построек.Зажиточные украинцы жили в кирпичных или каменных домах, с несколькими комнатами с крыльцом или верандой.

В культуре русских и украинцев много общего. Часто иностранцы не могут отличить их друг от друга. Если вспомнить, что на протяжении многих веков эти два народа фактически были одним целым, удивительного в этом мало.

Женская традиционная одежда украинцев состоит из вышитой рубахи и несшитой одежды: дерги, запаски, плахты. Девушки обычно отпускали длинные волосы, которые заплетали в косы, укладывая их вокруг головы и украшая лентами, цветами. Женщины носили различные чепцы, позже — платки. Мужской костюм состоял из сорочки, заправленной в широкие штаны (шаровары), безрукавки и пояса. Головным убором летом были соломенные шляпы, зимой — шапки. Наиболее распространённой обувью были постолы из сыромятной кожи, а в Полесье — лычаки (лапти), среди зажиточных — сапоги. В осенне-зимний период и мужчины и женщины носили свиту и опанчу – разновидности кафтана.

Основу питания украинцев в виду рода занятий составляла растительная и мучная пища. Национальные украинские блюда: борщ, суп с галушками, вареники с вишнями, творогом и картофелем, каши (особенно пшённая и гречневая), пампушки с чесноком. Мясная пища крестьянству была доступна лишь по праздникам, но зато часто употреблялось свиное сало. Традиционные напитки напитки: варенуха, сиривець, разнообразные наливки и водка с перцем (горилка).

Разнообразные песни всегда были и остаются самой яркой чертой национального народного творчества украинцев. Там до сих пор неплохо сохранились (особенно в сельской местности) древние традиции и обряды. Также как и в России, на кое-где продолжают отмечать полуязыческие праздники: масленицу, Ивана Купалу и другие.

Говорят на украинском языке славянской группы, в котором различают несколько наречий: северное, юго-западное и юго-восточное. Письменность на основе кириллицы.

Верующие Украинцы — в основном православные. На Западной Украине имеются также . Встречается протестантизм в форме пятидесятничества, баптизма, адвентизма.

Похожие статьи

© 2024 rsrub.ru. О современных технологиях кровли. Строительный портал.