Годы жизни путешественника васко да гама. Что открыл Васко да Гама? Как подготавливалась экспедиция Васко да Гамы

Для тех, кто любит географию, историю мира или интересуется биографией великих людей, первооткрыватель Морского пути является одной из знаковых фигур. Краткая биография путешественника и история важной для всей Евразии экспедиции поможет вам узнать того, кто открыл морской путь в Индию, лучше.

Васко да Гама – краткая биография

История португальского мореплавателя началась с 1460 года в Синише (Португалия), где он родился. Его происхождение относят к дворянскому роду, доказательством этому служит приставка «да» в имени. Отцом был рыцарь Эштева, а матерью – Изабель. Благодаря своему непростому происхождению будущий мореплаватель Васко да Гама смог получить хорошее образование. Он знал математику, навигацию, астрономию, английский. Тогда только эти науки считались высшими, а человека после обучения можно было назвать образованным.

Поскольку все мужчины того времени становились военными, эта участь не обошла и будущего первооткрывателя. Кроме того, португальские рыцари были исключительно морскими офицерами. Отсюда рождается великая история того, кто открыл Индию как торговую страну с миллионами разных товаров, приносящих огромную прибыль. Для тех времен это было великое событие, которое изменило жизнь многих.

Открытия в географии

Прежде чем Васко да Гама совершил открытие Индии, которое изменило мир, он отличился своими военными подвигами. Например, в 1492 году он освободил захваченный французскими корсарами корабль, чем очень порадовал короля, а затем стал приближенным офицером монарха. Так у него появилась возможность пользоваться привилегиями, которые помогли в дальнейшем совершать путешествия и открытия, самым главным из которых стало посещение Индии. Краткое изложение Морского пути поможет лучше узнать, что открыл Васко да Гама.

Путешествие Васко да Гама

Экспедиция Васко да Гама в Индию стала действительно большим шагом для всей Европы. Идея налаживания торговых связей со страной принадлежала императору Мануэлу I, и он стал тщательно выбирать командующего, который сможет совершить такое важное путешествие. Это должен был быть не только хороший офицер-мореплаватель, но и отличный организатор. Первым на эту роль был выбран Бартоломео Диаш, но все вышло по-другому.

Был создан флот из 4 кораблей для вод Африки и Индийского океана, собраны лучшие карты и приборы для точнейшей навигации. Обер-штурманом назначили Перу Аленкер – человека, уже ходившего к мысу Доброй надежды, а это первая часть пути. Задача же экспедиции была проложить путь из Африки в Индию по морю. На кораблях были священник, астроном, писарь и переводчики разных языков. С питанием все было отлично: еще при подготовке корабли забили сухарями, солониной, кашей. Вода, рыба и вкусности добывались во время стоянок на разных побережьях.

8 июля 1497 экспедиция начала свое движение из Лиссабона и отправилась в длительное морское путешествие вдоль берега Европы и Африки. Уже в конце ноября команде удалось с трудом обогнуть мыс Доброй Надежды и направить свои судна на северо-восток, к Индии. На пути они встречали и друзей, и врагов, приходилось отбиваться бомбардами или наоборот – заключать соглашения против врагов. 20 мая 1498 корабли вошли в первый город Индии Каликут.

Открытие Васко да Гама морского пути

Настоящей победой для географии того времени стало открытие пути в Индию Васко да Гама. Когда в августе 1499 года он вернулся на родную землю, его встречали по-королевски – очень торжественно. С тех пор путешествия за индийскими товарами стали регулярными, да и сам знаменитый мореплаватель еще не раз туда отправлялся. Кроме того, другие стали верить, что так можно добраться и до Австралии. В Индии мореплаватель был уже не простым гостем, а получил титул и колонизировал некоторые земли. Например, популярный курорт Гоа оставался португальской колонией до середины 20 века.

Именно они первыми среди европейцев ступили на этот континент в 15 столетии. В период Великих открытий особенно прославился Васко Да Гама, который смог обогнуть Африку со своей экспедицией.

Этот известный португалец имел дворянское происхождение, был рыцарем, в связи с этим он мог стать только морским офицером. К тому же он изучил математику, астрономию и навигацию, эти науки ему помогали в деятельности.

Так как Васко Да Гама зарекомендовал себя как решительный и целеустремлённый молодой офицер, способный организованно и эффективно выполнять задания, то король Мануэл 1 возложил на него обязательство открыть путь в далёкую Индию, для этого были созданы все условия.

Путешествие Васко Да Гама в Африке

Необходимость в морском пути для Португалии была существенной, так как эта страна на западе Европы не имела выхода к основным торговым маршрутам. Данное положение дел означало, что португальцам приходилось очень дорого платить за иностранные товары, например, за индийские пряности, а вот экспорт составлял очень малую долю. Всё это угнеталось послевоенным экономическим состоянием страны.

Однако Португалия имела определённое преимущество - географическое положение, благодаря которому можно было отправляться в Западную Африку и дальше. Поэтому возникла идея найти собственный путь в страну, богатую пряностями.

С начала 15 века португальские мореплаватели изучали западное побережье «чёрного континента», не попадая в они продвигались на юг по воде. Можно отметить такие имена, которые морским или сухопутным путём направлялись через африканскую территорию к Индии:

  • Генрих Мореплаватель;
  • Диогу Канн;
  • Перу да Ковильяна;
  • Афонсу ди Пайву;
  • Бартоломеу Диаш.

Удостоверившись в возможности обойти Африку, Мануэл 1 приказал подготовить экспедицию, которая всё же преодолеет весь путь. Руководить ею назначили именно Да Гаму.

Экспедиция должна была осуществляться на четырёх кораблях, сооружённых накануне:

  • Сан-Габриэл - флагман, крупный трёхмачтовый нао;
  • Сан-Рафаэл - такой же корабль, управляемый Паулу, братом Да Гама;
  • Берриу - лёгкая каравелла;
  • Безымянный - перевозивший всяческие припасы.

Естественно, король обеспечил моряков наиболее современными приборами, также они могли пользоваться лучшими картами. Перу Аленкер, который стал обер-штурманом, до этого уже бывал возле мыса Доброй Надежды в экспедиции Бартоломеу Диаша.

Всего более ста людей должны были отправляться в этот дальний путь, среди них были всевозможные специалисты, помогающие в дороге и налаживании контактов со встречающимися народами.

Началось путешествие Васко Да Гама в Африке из Лиссабона, откуда армада вышла 8 июля 1497 года. Путь на юг вдоль уже был достаточно изучен, поэтому экспедиция шла изведанной дорогой.

4 ноября корабли остановились в некоторой бухте, которой они же дали имя Святой Елены. Это было необходимо для ремонта. Однако с местными жителями команда не наша общего языка, что привело к вооружённому столкновению и ранению самого руководителя (Васко получил ранение стрелой в ногу).

К мысу Доброй Надежды экспедиция подошла в ноябре, только обходить его пришлось долго в связи с тем, что был шторм. После такой сложности следовал ремонт, осуществляемый в Моссел Бей (бухта). Так как последнее судно, являющееся складом, было очень повреждено, то его сожгли, переместив груз и экипаж на оставшиеся корабли.

На этих землях путешественники, общаясь с туземцами, смогли закупить нужную еду. Ещё они обменяли взятые товары на местные украшения, сделанные местными из слоновой кости.

Дальше флотилия держала путь на северо-восток, огибая Африку, именно до тех земель ранее доходил Диаш. Затем корабли проплывали вдоль ещё неизвестного им , однако местные народы не удивлялись европейцам, так знали о них от арабских купцов.

Путешественники останавливались в Мозамбике, однако встретили непонимание со стороны административных органов. Арабы понимали, что португальцы являются потенциальными конкурентами, поэтому всячески старались навредить членам экспедиции. Да Гама принял вызов и перед отправкой обстрелял прибрежный город из бомбард.

За февраль мореходцы добрались до Момбаса, а следом - до Малинди. Там европейцы впервые пересеклись с индийскими купцами. С помощью найденного лоцмана экспедиция Васко Да Гамы дошла до долгожданного берега Индии, что случилось в 1498 году, 20 мая.

Однако наладить контакты с местными жителями и правительством португальцам не удалось, так как мусульманские купцы по-разному им мешали и оговаривали.

Обстреляв побережье, экспедиция Васко Да Гамы отправилась домой, ведь задание они уже выполнили и что смогли наторговали. Обратный путь был также интересен и непрост:

  • Могадишо - 2 января 1499 года;
  • Малинди - 7 января;
  • Момбаса - 13 января (сожгли одно из суден);
  • Занзибар - 28 января;
  • остров Сан-Жоржи - 1 февраля;
  • мыс Доброй Надежды - 20 марта;
  • острова Зелёного мыса - 16 апреля;
  • 10 июля один из кораблей доплыл до Португалии, чтобы известить об успехе экспедиции;
  • Васко Да Гама добрался до Лиссабона к сентябрю 1499 года.

Что открыл мореплаватель Васко да Гама и в каком году, Вы узнаете из этой статьи.

Васко да Гама является известным португальским мореплавателем эпохи Великих Географических Открытий. Он совмещал должность губернатора с вице-королем Португальской Индии. Васко да Гама открыл морской путь в Индию экспедицией 1497 – 1499 годов вокруг Африки.

Как осуществилось открытие Васко да Гама морского пути в Индию?

Свое плавание готовил весьма тщательно. Командующим экспедицией его назначил сам португальский король, отдав предпочтение ему вместо опытного и известного Диаша. И жизнь Васко да Гама закрутилась вокруг этого события. В экспедицию отправляться три военных корабля и один транспортный.

Мореплаватель торжественно отплыл из Лиссабона 8 июля 1497 года. Первые месяцы были достаточно спокойны. В ноябре 1497 года он достиг мыса Доброй Надежды. Начались сильные бури, и его команда требовала взять путь назад, но Васко да Гама выбросил за борт все навигационные приборы и квадранты, показывая, что назад пути нет.

Обойдя южную часть Африки, экспедиция остановилась в бухте Моссел — бей. Многие члены его команды умерли от цинги, а корабль, который перевозил припасы, очень сильно пострадал, и его пришлось сжечь.

Великое открытие Васко да Гама началось с того момента, как он вступил в воды Индийского океана. 24 апреля 1498 года было взято курс на северный восток. Уже 20 мая 1498 года мореплаватель пришвартовал свои корабли у Каликут, небольшого индийского городка. В его порту флотилия простояла 3 месяца. Торговля между командой Васко да Гама и индейцами шла не очень гладко, и он вынужден был покинуть берега страны «восточных пряностей». На обратном пути его команда занималась грабежами и обстрелами побережных поселков. Флотилия 2 января 1499 года подплыла к городку Магадишо, взяв курс домой. Первое путешествие завершилось в начале осени 1499 года: в Португалию возвратилось всего 2 корабля из 4, и 55 человек из 170 моряков.

Открытие Индии Васко да Гама окупило все затраты на путешествие. Привезенные пряности, приправы, ткани и прочие товары были проданы очень дорого, ведь Европа еще не видела и не знала того, что было привезено мореплавателем. Экспедиция проделала путь в 40 000 км и обследовала больше 4 000 км восточного побережья Африки. Но главные географические открытия Васко да Гама заключались в том, что он был первооткрывателем морского пути в Индию и именно он нанес его на карту. Даже сегодня это самый удобный путь в страну пряностей, пролегающий через мыс Доброй Надежды. Благодаря мореплавателю Португалия получила звание самой сильной морской державы в мире.

Васко да Гама был мореплавателем, который открыл путь в Индию. Он родился в 1469 году в небольшом португальском городе Синиш, но о его ранних годах существует не очень много информации. Он получил неплохие знания в математике, астрономии и навигации. Его отец был моряком. Васко был с ранних лет привязан к морю и часто участвовал в сражениях на воде. Его жизнь была насыщенной, и в своём докладе я расскажу о биографии известного первооткрывателя.

Первая поездка

Правительство Португалии решило всерьез заняться налаживанием торгового сообщения с Индией, но для этого было необходимо найти туда морской путь. Колумб уже пробовал отыскать его, но его открытие оказалось ложным. Индией для Колумба ошибочно стала Бразилия.

Васко да Гама отправился на поиски пути в Индию с командой на четырёх кораблях.

Сначала его корабли отнесло течением к Бразилии, однако Васко не повторил ошибки и нашёл верный курс.

Экспедиция заняла много времени. Корабли были в пути несколько месяцев. Судна пересекли экватор. Они шли по направлению к южному полюсу вдоль берегов Африки и обогнули её через мыс Доброй Надежды.

Оказавшись в водах Индийского океана, корабли, спустя некоторое время, сделали остановку в африканской стране Мозамбике. Здесь Васко решил взять с собой проводника. Им стал арабский путешественник, который хорошо ориентировался в близлежащих водах и территориях. Он-то и помог экспедиции закончить путешествие и привел её прямо к полуострову Индостан. Капитан остановил корабли в Каликут (сейчас он называется Кожикоде).

Сначала мореплавателей встретили с почётом и приняли ко двору. Васко да Гама договорился с правителями о налаживании торговли в их городе. Но другие торговцы, приближённые ко двору заявили, что не испытывают доверия к португальцам. Товары, привезённые экспедицией, продавались очень плохо. Это привело к возникновению споров между моряками и правительством города. В итоге корабли Васко отплыли обратно на родину.

Дорога домой

Обратный путь оказался трудным для всего экипажа. Морякам пришлось несколько раз сражаться с пиратами, защищая себя и товар. Они везли домой пряности, медь, ртуть, драгоценности, янтарь. Многие люди из корабельных команд начали болеть и умирали. Потребовалось сделать небольшую остановку в Малинди, портовом городе, расположенном в Кении. Путешественники смогли отдохнуть и набраться сил. Да Гама был очень благодарен местному шейху, который тепло принял их и оказал помощь. Дорога домой заняла более 8 месяцев. За это время была потеряна часть команды и одно судно. Его решили сжечь его, потому что оставшиеся моряки не справлялась с управлением и просто пересели на другие корабли.

Несмотря на то, что торговля не задалась, экспедиция окупила себя выручкой, полученной в Индии. Поездка считалась успешной, за что руководитель экспедиции получил почётный титул и денежную награду.

Открытие морского пути в Индию предоставило возможность постоянно отправлять туда суда с товарами, чем и стали регулярно заниматься португальцы.

Последующие визиты в Индию

Спустя некоторое время португальские власти решили отправить в Индию несколько кораблей, чтобы подчинить себе страну. В составе команды был и Васко да Гама. Португальцы напали на несколько индийских городов на берегу океана: Онор, Мири и Каликут. Такую реакцию повлекло несогласие властей Каликута на создание фактории. Факториями назывались торговые поселения, основанные иностранными торговцами в каком-либо городе. Команда жестоко обошлась с местными жителями и захватила большую добычу.

В третий раз Васко отправился в Индию, чтобы разобраться с администрацией португальских колоний в Африке и Индии. Были подозрения, что управляющий состав злоупотреблял своим положением. Но эта поездка оказалась менее удачной для мореплавателя. Он заболел малярией и умер. Его тело было привезено на родину. Он похоронен в Лиссабоне.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Неизвестно, был бы португальцами открыт морской путь в Индию в конце XV века, если бы в этом открытии не был заинтересован сам король, и оно не влекло за собой существенные политические и материальные изменения положения страны в мире. Ведь как бы искусны и бесстрашны не были мореходы, но без поддержки (прежде всего, финансовой) в лице короля такие масштабные экспедиции имели мало шансов на успех.

Так зачем же был нужен морской путь в Индию?

Надо сказать, что добраться до далекой, но такой манящей своими богатствами Индии по морю было просто необходимо Португалии в то время. По своему географическому положению эта европейская страна находилась вне основных торговых путей XV века, а потому не могла полноценно участвовать в мировой торговле. Своих изделий, которые можно выставить на продажу, у португальцев было не так уж много, а всевозможные ценные товары с Востока (пряности и прочее) приходилось покупать очень дорого. Страна же была ослаблена в финансовом отношении Реконкистой и войнами с Кастилией.

Однако расположение Португалии на географической карте мира, безусловно, обеспечивало ей большие преимущества в исследовании западных берегов Африки и все же давало надежду открыть морской путь в «страну пряностей». Эту идею начал осуществлять португальский принц Энрике, который стал известен в мире как Генрих Мореплаватель (он приходился дядей королю Португалии Афонсу V). При том, что сам принц ни разу не выходил в море (считается, что он страдал морской болезнью), он стал идейным вдохновителем морских походов к африканским берегам.

Самое интересное для Вас!

Постепенно португальцы продвигались дальше на юг и привозили все больше и больше рабов и золота с берегов Гвинеи. С одной стороны, инфант Энрике был инициатором экспедиций на Восток, привлекал астрономов, математиков, разработал целую программу для флота, и в тоже время, все действия его были подчинены корыстным соображениям – добыть побольше золота и рабов, занять более весомое положение среди знати. Такое уж было время: добродетель и порок смешались в не распутываемый клубок…

После смерти Генриха Мореплавателя морские экспедиции на некоторое время приостановились. К тому же, несмотря на многочисленные попытки, моряки, снаряженные Энрике, не достигли даже экватора. Но вскоре ситуация изменилась. В конце 80-х годов XV века португальский офицер, добравшийся до Индии по суше, подтвердил, что до «страны пряностей» можно добраться по морю. И параллельно с этим Бартоломеу Диаш открыл мыс Доброй Надежды: сумел обогнуть африканский материк и вышел из Атлантического океана в Индийский.

Таким образом, были окончательно разбиты предположения древних ученых о том, что Африка – это континент, распростертый до Южного полюса. К слову, возможно, именно Бартоломеу Диашу могла бы принадлежать слава открытия морского пути в Индию, но его матросы после выхода в воды Индийского океана наотрез отказались плыть дальше, поэтому он вынужден был вернуться в Лиссабон. Позднее Диаш помогал Васко да Гама в организации его экспедиций.

Почему именно Васко да Гама?

Сегодня, мы не можем достоверно узнать, почему же именно Васко да Гама был избран возглавить экспедицию на Восток, потому что в истории сохранилось не так много сведений об этом знаменательном путешествии. Все исследователи хроник того периода сходятся в едином мнении, что для события такого масштаба, записей о подготовке экспедиции на удивление мало.

Скорее всего, выбор пал на Васко потому, что помимо его превосходных навигационных знаний и опыта, он обладал еще и «нужным» характером. Подробнее о биографии Васко да Гамы . Он хорошо знал человеческую натуру, умел обращаться с судовой командой, мог укротить взбунтовавшихся матросов (что не раз демонстрировал). Кроме того, глава экспедиции должен был уметь вести себя при дворе и общаться с иностранцами, как цивилизованными, таки и варварами.

В да Гаме как раз и сочетались все эти качества: он был прекрасным мореходом – осторожным, искусным и ловким, в совершенстве владел навигационной наукой того времени, в то же время он умел вести себя при дворе, быть прислужливым и настойчивым одновременно. При этом особой сентиментальностью и нежностью не отличался — ему было вполне по силам взять в плен рабов, отнять силой добычу, завоевать новые земли — что и было основной целью португальской экспедиции на Восток. Хроники отмечают, что род да Гама был известен не только своей отвагой, но и своеволием, склонностью к ссорам.

Как подготавливалась экспедиция Васко да Гамы

Экспедиция в Индию должна была состояться сразу же после получения обнадеживающих сведений, которые бы подтвердили наличие морского пути в Индию. Но смерть сына короля Жуана II на несколько лет отодвинула это событие: король оказался настолько опечален, что не был в состоянии вести столь масштабные проекты. И только после смерти Жуана II и вступления на трон короля Мануэла I, при дворе вновь активно заговорили об открытии морского пути на Восток.

Все было подготовлено самым тщательным образом. Под руководством Бартоломеу Диаша, побывавшего в водах возле Африки, были отстроены 4 корабля: флагманский корабль «Сан-Габриэл», «Сан-Рафаэл», которым командовал брат Васко да Гамы Паулу, каравелла «Берриу» и еще одно транспортное судно. Экспедиция был оснащена новейшими картами и навигационными приборами.

Помимо прочего, по устоявшемуся обычаю, были заготовлены и погружены на борт три каменных столба-падрана, для обозначения принадлежности вновь открытых или завоеванных земель Португалии. По приказу Мануэла I эти падраны были названы «Сан-Рафаэл», «Сан Габотэал» и «Санта-Мария».

Помимо моряков в этой экспедиции приняли участие астроном, писарь, священник, переводчики, владеющие арабским языком и языками туземцев, и даже с десяток преступников, которых брали специально для выполнения самых опасных поручений. В общей сложности в экспедицию отправилось не менее 100 человек (по подсчетам отдельных историков – от 140 до 170).

Трехлетнее плавание требовало немалых запасов продовольствия. Основным продуктом питания были сухари, для их сушки по приказу Мануэла I в порту были установлены специальные печи. Трюмы до отказа были загружены сыром, солониной, вяленой и соленой рыбой, водой, вином и уксусом, оливковым маслом, а также рисом, чечевицей и другими бобами, мукой, луком, чесноком, сахаром, медом, черносливом и миндалем. С избытком были взяты порох, каменные и свинцовые ядра, оружие. Для каждого корабля предусматривались по три смены паруса и канатов, в расчете на несколько лет плавания.

Надо отметить, что в качестве подарков африканским и индийским правителям, были взяты самые дешевые вещи: бусы из стекляшек и олова, штаны в широкую полоску и ярко-алые шапки, мед и сахар… ни золота, ни серебра. Такие дары были больше рассчитаны на дикарей. И это впоследствии не останется незамеченным.Все корабли были великолепно оборудованы артиллерией (от 12 до 20 пушек на каждом судне), личный состав также был вооружен – холодным оружием, алебардами, арбалетами. Перед выходом в море в церквях были проведены торжественные службы и всем участникам дальнего похода заранее были отпущены грехи. Во время этого плавания Васко да Гама не раз проявит не лучшие свои качества: жестокость, нередко бессмысленную, алчность, однако у него заранее уже была индульгенция.

Прощание короля с экспедицией

Торжественное прощание дона Мануэла с да Гамой и его офицерами состоялось в Монтемор-у-нову, одном из старейших городов Португалии, в 18 милях к востоку от Лиссабона. Все было обставлено с поистине королевской пышностью и величием.

Король произнес речь, в которой выражал надежду, что его подданные сделают все возможное и невозможное, чтобы совершить это богоугодное дело, потому что расширение земель и владений Португалии, а также увеличение ее богатства – есть лучшее служение стране. В ответной речи Васко да Гама благодарил короля за предоставленную ему высокую честь, и принес клятву служить своему королю и стране до последнего вздоха.

Первое путешествие в Индию (1497-1499)

8 июля 1497 года четыре корабля Васко да Гамы торжественно вышли из Лиссабона. Первые месяцы экспедиции прошли достаточно спокойно. Португальцы не стали останавливаться на Канарских островах, чтобы не выдавать испанцам цели своего путешествия, пополнили запасы пресной воды и провизии на островах Зеленого мыса (тогда это были владения Португалии).

Следующая высадка на берег была 4 ноября 1497 года в бухте Св. Елены. Однако здесь у моряков случился конфликт с местным населением, больших потерь португальцы не понесли, но да Гама был ранен в ногу. В конце ноября корабли достигли мыса Доброй Надежды, который в этот раз повел себя как мыс Бурь (его первое название).

Шторма были такие сильные, что почти все моряки требовали от капитана возвращения на родину. Но мореход на их глазах выбросил в море все квадранты и навигационные приборы в знак того, что обратного пути нет. Хотя историки сходятся во мнении, что, наверное, все-таки не все, а почти все. Скорее всего, запасные приборы у капитана все же остались.

Итак, обогнув южную оконечность Африки, флотилия сделала вынужденную остановку в бухте Моссел бей. Транспортное судно, перевозившее припасы, было настолько сильно повреждено, что решено было его разгрузить и сжечь. К тому же часть моряков умерло от цинги, не хватало людей для обслуживания даже оставшихся трех кораблей.

16 декабря 1497 года экспедиция оставила позади последний столб-падран Бартоломеу Диаша. Далее их путь лежал вдоль восточного побережья Африки. Воды Индийского океана, в которые вступил Васко, уже не одно столетие составляли морские торговые пути арабских стран, и португальскому первопроходцу пришлось непросто. Так в Мозамбике он получил приглашение в покои султана, но товары европейцев не впечатлили местных торговцев.

Португальцы произвели негативное впечатление на султана, и флотилия была вынуждена поспешно ретироваться. Оскорбленный Васко да Гама отдал приказ дать несколько залпов из пушек по прибрежным селениям. Чуть позже в портовом городе Момбаса, куда корабли экспедиции вошли в конце февраля, португальцами было захвачено и разграблено арабское судно, а 30 человек экипажа взято в плен.

Более гостеприимно их встретили в Малинди. Здесь, после долгих поисков, да Гама смог нанять опытного лоцмана, знавшего путь до Индии, так как понимал, что им предстоит пересечь неведомый до этого Индийский океан. На личности этого лоцмана стоит остановиться подробнее. Ибн Маджид Ахмад (полное имя Ахмад ибн Маджид ибн Мухаммед аль-Саади из Неджда, приблизительные годы жизни 1421-1500) – арабский моряк родом из Омана, лоцман, географ и писатель XV века. Происходил из семьи навигаторов, его дед и отец водили суда в акватории Индийского океана.

Когда пожилой моряк и его матрос с достоинством поднялись на борт «Сан-Габриаэл» Васко да Гама еле сдерживал свое волнение, вглядываясь в непроницаемое лицо араба, пытаясь понять, многое ли он понимает в навигации. Оно и понятно, от этого человека зависела судьба всей экспедиции.

Васко да Гама продемонстрировал Ахмаду ибн Маджиду астролябию и секстант, но на того эти приборы не произвели должного впечатления. Араб лишь мельком взглянул на них и ответил, что арабские навигаторы используют другие инструменты, достал и дал посмотреть их да Гаме. Кроме того, перед Васко была разложена подробная и точная арабская карта всего индийского побережья с параллелями и меридианами.

После этого общения у предводителя португальской экспедиции не осталось сомнений, что в этом лоцмане он приобрел большую ценность. Сами арабы и турки называли Ахмада ибн Маджида «львом моря», португальцы же дали ему прозвище Малемо Кана, что значит «знаток морского дела и астрономии».

24 апреля 1498 года арабский лоцман вывел португальские корабли из Малинды и взял курс на северо-восток. Он знал, что здесь в это время дуют попутные ветры-муссоны. Лоцман блестяще провел флотилию, прорезав западную часть Индийского океана почти по самой середине. И 20 мая 1498 года все три португальских корабля пришвартовались у индийского города Каликут (сегодня Кожикоде).

Несмотря на то, что Каликутский правитель встретил португальцев более чем гостеприимно – их приветствовал парад из более чем трех тысяч солдат, а сам Васко да Гама был удостоен аудиенции правителя, пребывание на Востоке нельзя было назвать успешным. Подарки португальцев арабские торговцы, служившие при дворе, сочли не достойными, а сам да Гама напоминал им скорее пирата, чем посла европейского королевства.

И хотя торговля португальцам была разрешена, их товар шел плохо на местном рынке. К тому же возникли разногласия по выплатам пошлин, на которых настаивала индийская сторона. Не видя смысла больше оставаться, Васко отдал приказ отплывать из Каликута, а заодно прихватил с собой двадцать рыбаков.

Возвращение в Португалию

Португальцы не ограничивались торговыми операциями. На обратном пути они разграбили несколько торговых кораблей. На них самих также нападали пираты. Правитель Гоа пытался хитростью заманить эскадру, чтобы использовать корабли в своих военных походах на соседей. Плюс ко всему те три месяца, что длился путь до берегов Африки, стояла невыносимая жара, и экипаж сильно болел. В таком плачевном состоянии 2 января 1499 года флотилия подошла к городу Магадишо. Встать на якорь и сойти на берег да Гама не решился — слишком малочисленной и измученной была команда,- но чтобы «заявить о себе» приказал обстрелять город из судовых орудий.

7 января мореплаватели бросили якорь в порту Малинди, где несколько дней отдыха, хорошая еда и свежие фрукты позволили команде поправиться и вновь набраться сил. Но все же потери экипажа были столь велики, что один из кораблей пришлось сжечь. 20 марта миновали мыс Доброй Надежды. 16 апреля от островов Зеленого мыса Васко да Гама отправил один корабль вперед, и 10 июля король Португалии принял весть о том, что морской путь в Индию проложен. Сам Васко да Гама ступил на родную землю лишь в конце августа – начале сентября 1499 года. Его задержали в пути болезнь и смерть брата Паулу.

Из 4 кораблей и 170 моряков возвратилось лишь 2 судна и 55 человек! Однако если смотреть по финансовой составляющей, первая португальская морская экспедиция в Индию была очень успешной – привезенные товары были проданы на сумму, в 60 раз превышающие траты на ее снаряжение!

Второе путешествие в Индию (1502-1503)

После того, как Васко да Гама проложил морской путь до Индии, король Португалии снарядил еще одну экспедицию в «страну пряностей» под руководством Педру Алвариша Кабрала. Но доплыть до Индии теперь было только половиной дела, необходимо было установить торговые отношения с местными правителями. Этого как раз сеньору Кабралу сделать не удалось: португальцы рассорились с арабскими купцами, завязавшееся было сотрудничество в Каликуте сменилось враждой. В итоге португальская фактория попросту была сожжена, а корабли Педру Кабрала, отплывая от индийских берегов, обстреляли побережье Каликуты из своих бортовых орудий.

Стало понятно, что самый быстрый и «прямой» путь обосноваться в Индии – показать военную мощь Португалии. Более подходящего руководителя для подобной экспедиции, чем Васко да Гама, пожалуй, было не сыскать. И в 1502 году король Мануэл I ставит опытного и бескомпромиссного моряка во главе эскадры. Всего в плавание отправилось 20 кораблей, из них 10 подчинялись «Адмиралу Индийского моря», пять – направлялись с целью чинить препятствия арабским торговым судам, а еще пять, возглавляемые, кстати, племянником Адмирала – Эштеваном да Гамой – должны были охранять португальские фактории в Индии.

В этом плавании Васко да Гама доказал, что никто кроме него не справился бы лучше с этим заданием. По пути он основал форты и торговые посты-фактории на южном африканском побережье – в Софале и Мозамбике, наложил дань на арабского эмира города Килвы. А чтобы показать серьезность своих намерений арабским купцам, да Гама приказал сжечь арабское судно, на борту которого находились только паломники. Произошло это у берегов Малабара.

В городе Каннанур экспедиция была встречена доброжелательно, и суда хорошо загрузились пряностями. А потом настал черед города Каликут. Заморин (правитель) города принес извинения за сожжение фактории в предыдущий визит да Гамы и обещал возместить убытки, но неумолимый адмирал захватил все индийские суда, стоявшие в порту, и артиллерийским огнем буквально превратил город в развалины.

Заложников-индийцев вешали на мачтах португальских кораблей, а заморину отправляли отрубленные части рук и ног, головы пленников. Для устрашения. Через два дня после нового обстрела города, заморин покинул Каликут. Миссия была выполнена. Тем временем, Васко да Гама отправился в город Кочин, где догрузил корабли специями и пряностями, и стал готовиться к обратному пути.

Заморин, собрав флотилию с помощью арабских купцов, попытался противостоять португальцам, но артиллерия на борту европейских кораблей предрешила исход боя – легкие арабские суда ретировались под огнем бомбардир.Итак, в октябре 1503 года Васко да Гама возвращается на родину с большим успехом.

Третье путешествие в Индию (1503-1524)

Период между вторым и третьим плаванием был, возможно, самым спокойным в жизни Васко да Гама. Он жил в довольстве и достатке, вместе со своей семьей, пользуясь почестями и привилегиями при королевском дворе. Король Мануэл I учитывал его рекомендации при разработке планов по дальнейшей колонизации Индии. В особенности Адмирал Индийского моря настаивал на создании морской полиции у берегов португальских владений в «стране специй». Его предложение было претворено в жизнь.

Также по совету Васко да Гамы в 1505 году указом короля была введена должность вице-короля Индии. Этот пост в разные годы занимали Франсишку д’Алмейда и Аффонсу д’Албукерки. Их политика была проста и прямолинейна – власть Португалии в индийских колониях и в Индийском океане насаждалась «огнем и мечом». Однако с кончиной Албукерики в 1515 году достойного приемника не нашлось. И король Жуан III, несмотря на преклонный (особенно для тех времен) возраст Васко да Гамы – ему к тому времени исполнилось уже 55 лет – решил назначить на должность вице-короля Индии именно его.

Таким образом, в апреле 1515 года знаменитый мореплаватель отправился в свое последнее плавание. С ним вместе отбыли и двое его сыновей Эштеван и Паулу. Флотилия состояла из 15 кораблей, вместивших 3000 человек. Существует легенда, что когда корабли пересекали 17° северной широты близ города Дабул, они попали в зону подводного землетрясения. Команды кораблей пришли в суеверный ужас, и только невозмутимый и честолюбивый адмирал оставался спокойным, прокомментировав природное явление так: «Даже море трепещет перед нами!».

Первым же делом по прибытии на Гоа – главный опорный пункт Португалии в Индийском океане – Васко да Гама самым решительным образом приступил к наведению порядков: приостановил продажу пушек арабам, снял с должностей казнокрадов, наложил штрафы в пользу португальских властей и предпринял прочие репрессивные меры, чтобы ни у кого не оставалось сомнений, кто является хозяином данных земель. Но полностью претворить все свои замыслы в жизнь вице-король не успел — внезапно заболел. И в канун Рождества, 24 декабря 1524 года Васко да Гама скончался в городе Кочин. В 1539 году его прах перевези в Лиссабон.

zkzakhar
Похожие статьи

© 2024 rsrub.ru. О современных технологиях кровли. Строительный портал.